1. Личность человека есть формирующееся и развивающееся в течение индивидуальной жизни человека психологическое образование.
• Основой личности является совокупность общественных отношений к миру, в которые включается человек.
• Такие отношения формируются в реализуемых человеком деятельностях и связях с людьми.
2. Процесс развития личности — это путь от осуществления деятельности, обеспечивающей поддержание существования, жизни, к поддержанию своего существования для осуществления, реализации определенной деятельности.
3. В ходе формирования и развития личности происходит ряд преобразований.
На внешнем уровне реализации действий и деятельностей:
• деятельности и действия, реализуемые субъектом, организуются в иерархические отношения;
• иерархические отношения между разными видами деятельностей приобретают относительную независимость от физиологических состояний организма (органических потребностей);
• развитие деятельностей ведет к их центрированию вокруг немногих главнейших (ведущих). Этот процесс опосредствуется сознанием и самосознанием.
|
|
На скрытом, психологическом уровне:
• за соотношением деятельностей формируются и изменяются соотношения мотивов;
• иерархия мотивов образует основу личности - сферу личностных смыслов.
4. Основу индивидуальных личностных особенностей человека составляет иерархическая организация потребностно-мотивационной сферы человека, которая определяет сферу индивидуальных личностных смыслов.
• Отдельные жизненные отношения, которые реализуются человеком в действиях, могут отчуждаться, теряя или приобретая негативный личностный смысл.
5. Осознание мотивов - это акт установления отношений мотива данной конкретной деятельности к мотивам деятельности более широкой.
6. Существует два важнейших этапа в становлении личности человека:
• этап формирования иерархических отношений в мотивационной сфере (после 3 лет);
• этап частичного осознания субъектом собственных мотивов (обычно с подросткового возраста).