1. Каковы эволюционные источники формирования процессов мышления у живых организмов?
Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующи-
еся в процессе эволюции у высших животных способы ориентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965).
2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных законов развития психики животных к культурно-историческим законам развития психики человека, а также законам развития человеческих форм мышления?
Прямые предки человечества эволюционировали в направлении объединения в сообщества, которые характеризовались:
• совместным выполнением общей деятельности при распределении действий между членами сообщества - специализации в выполнении отдельных действий;
• развитием и совершенствованием способов использования и изготовления орудийных и знаково-символических средств, которые обеспечивают более высокую эффективность в распределении, организации и выполнении совместных действий.
|
|
Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой деятельности и поведения, а также служит основой для совершенствования механизмов мышления.
3. В чем заключается основная отличительная особенность мышления человека от мышления животных?
Особенностью мыслительных действий является неполнота условий, в которых они реализуются. Способ достижения в определенных условиях цели, которую следует обнаружить или построить, составляет основу любой мыслительной задачи.
Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) открытие новых межпредметных отношений и связей в определенных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).
• У животных подготовительный и исполнительный этапы никогда полностью не отделяются друг от друга.
• У человека подготовительный этап — собственно познавательный, ориентировочный — отделяется от исполнительного этапа и начинает существовать самостоятельно и фиксироваться как продукт познавательной деятельности в форме значений с помощью языка и знаково-символических средств.
Опосредствованные языком мыслительные формы ориентировоч-ных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельного вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.
|
|
4. Как фиксируются и транслируются способы и результаты человеческого мышления?
Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы вы-полнения действий и операций, а также диапазон возможных результатов, которые получаются благодаря использованию орудий. Орудия выступают первыми материальными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эффективно начинают выполнять язык и различные знаково-символические средства.
• Фиксирование способов установления все новых межпредметных отношений и связей с помощью языка и других знаково-символических средств в процессе общественно-исторического развития обеспечивает формирование собственно человеческих, имеющих общественно-историческую природу, психологических механизмов мышления.
• Человеческие способы мышления формируются в процессах включения ребенка в совместные формы деятельности и опосредствованные языком формы общения с другими
18. Заказ №4624.
людьми, в которых задаются образцы ориентировки в способах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей.
5. Как процессы мышления включаются в состав человеческой деятельности?
Процессы мышления включаются в состав любого человеческо-го действия или любой человеческой деятельности в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать характер мотивов-целей. В результате формируется самостоятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить:
• мыслительные операции - не осознаются; служат автоматизиро-ванными способами установления межпредметных связей, отношений и выполнения разнообразных мыслительных действий;
• мыслительные действия — обеспечивают процессы осознанного и целенаправленного установления межпредметных связей и отношений;
• мыслительную деятельность — подчинена познавательному мотиву, который направляет активность субъекта на решение определенного диапазона проблем и задач.
Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами.
6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувственного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств?
Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по-
знания предметов и явлений в процессе использования человеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.
• То, что непосредственно не регистрируется органами чувств человека, познается путем воздействий с помощью одних предметов на другие предметы.
• Результаты взаимодействий между предметами сохраняются на предметах и регистрируются органами чувств как свойства предметов.
• Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым результатам действий заключать о явлениях и свойствах, недоступных непосредственному восприятию.
7. В чем заключается основной критерий, позволяющий выделять процессы мышления в качестве особого психического процесса?
Мышление - это особый способ психической ориентировки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически организовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).
|
|
Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (операции) в качестве средства достижения цели другого действия.
• Целью первого действия выступает такое преобразование предметных условий, которое делает возможным реализацию другого действия, которое необходимо для достижения следующей цели.
• Мышление осуществляется в процессах ориентировочно-исследовательского поиска и обнаружения таких отношений и связей между действиями в определенных предметных условиях (задача), которые обеспечивают достижение определенной конечной цели.
18*
• Цель, способ достижения которой необходимо обнаружить и построить в определенных предметных условиях, составляет мыслительную задачу (задача - цель, данная в определенных предметных условиях).
'8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей — умственные формы мышления человека?
Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, понятий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умственные действия над значениями.
• Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исходно представляют собой обобщенную ориентировочную основу практических предметных действий.
• Такие обобщенные способы ориентировочных операций и действий (представления и понятия) начинают актуализироваться в психике субъекта не только под воздействием предметных условий в конкретных ситуациях (как у высших животных), но и надситуативно - в результате использования соответствующих языковых и других знаково-символических средств.
Преобразование сукцессивных форм внешних, разделенных с другими людьми ориентировочных компонентов действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей, в симультанные формы умственных операций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.
|
|
9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении человека?
По мере развития человеческого общества и совершенствования познавательной деятельности развиваются все бо-
лее сложные последовательности ориентировочных действий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начинают фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.
• Увеличивающееся пространственно-временное отделение в человеческой деятельности умственных ориентировочных компонентов выполняемых действий от практических внешне исполнительных компонентов ведет к развитию различных видов умственных ориентировочно-познавательных и исследовательских действий и деятельностей.
• При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на знаково-символические средства межпредметные связи и отношения могут приобретать сколь угодно большую протяженность.
• По мере увеличения протяженности таких последовательностей мыслительных операций и действий, а также их постоянного повторного воспроизведения выделяются, обобщаются и фиксируются закономерные способы установления определенных типов межпредметных отношений и связей с помощью языковых грамматических и логических операций.
• Позднее для целей строгого фиксирования определенных способов установления межпредметных отношений и связей начинают разрабатываться искусственные логически организованные знаково-символические системы.
10. В каких формах фиксируются результаты мыслительных действий человека?
Результаты формирования и развития процессов мышления представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше-
ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятийных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символические средства.
• Формирование обобщений есть процесс переноса операций и действий в новые ситуации. Процесс речевого общения есть частный случай переноса и обобщения - переноса и обобщения значений слов.
• Субъективно обобщения могут воспроизводиться и рефлексив-но анализироваться в форме феноменов различной степени ясности, сложности, абстрактности.
П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салминаидр. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека
1. Что исходно заложено в основу психического развития человека, его сознания и личности? Каков состав человеческих действий?
Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действиями в соответствии с теми образцами, которые задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. Любое действие включает:
• ориентировочную, исходно психологическую составляющую. Ориентировочные составляющие действия включают операции ориентировки, планирования, контроля;
• исполнительную (мышечно-двигательную) составляющую. Исполнительная часть действия включает исполнительные операции и операции коррекции действия по ходу исполнения.