Межличностные конфликты в высшей школе

Высшие учебные заведения (ВУЗы) являются сложноорганизованной системой со сложной системой соподчинения. В связи с этим анализ такого рода конфликтов требует особого подхода. Можно выделить следующие виды конфликтов в ВУЗе:

1. Студент – студент.

2. Студент – преподаватель.

3. Преподаватель – преподаватель.

4. Преподаватель – руководство.

Рассмотрим эти виды конфликтов более подробно.

1.В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверж­дения в группе, особенно в начальный период. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Недостаточно высокий уровень «Я – концепции» студента может порождать конфликтные ситуации. Исследователи указывают, что первокурсников характе­ризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственный этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру, создают недове­рие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают бо­лее осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, а могут заканчиваться разрывом отношений.

2.Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конф­ликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной сторо­ной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества сту­дента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры). Встречаются и другие субъективные моменты при оценке зна­ний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке – поста­вить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в «зачетке». При преобладании «удовлетворительных» оценок вопрос решается в пользу оценки «удовлетворительно», «отлично» такой преподаватель не поставит студенту ни за какой ответ.

Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаше студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.

3.Межличностные конфликты с коллегами и руководством суще­ствуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели выс­шей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно на­учной, например, при обсуждении требований трудовой дисципли­ны. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неиз­бежности, а другие – могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу.

4.Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распреде­ления нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка. Несправедливое распреде­ление всегда провоцирует конфликты. Межличностные столкновения могут возникать между препода­вателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафед­ры (разного рода чаепития по случаю праздников, дней рождения и т.п.). Стычки возникают при сборе средств на эти мероприятия.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент – сту­дент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель – студент принимает более слож­ные формы. Основная роль в их предупреждении и разрешении вы­падает на преподавателя, который может использовать для этого не­которые неизбежные в этих случаях методики и требования:

- при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возник­новение стрессовой ситуации;

- в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент – пре­подаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;

- ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента;

- владение собой и своими эмоциями в любой ситуации;

- все неудачи во взаимодействии со студентами, в создании конфликтных ситуаций считать своим собственным просчетом.

Предупреждение конфликтных ситуаций, стычек при взаимо­действии преподаватель – преподаватель, преподаватель – руко­водство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:

- компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием;

- высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;

- предоставления возможностей для реализации творческого потенциа­ла каждого участника учебной группы;

- равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;

- постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;

- оправданного и одобренного учебной группой введения новаций;

- культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного вза­имодействия руководителем и лидерами.


[1] Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Изд-во «Лань», 1999. – С. 132

[2]Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 264.

[3]Дэна Д. Преодоление разногласий / Д. Дэна. – СПб.: ЛЕНАТО, 1994, – С. 30 – 35.

[4] Андриенко Е.В. Социальная психология / Андриенко, Е.В. – М.: ACADEMIA, 2000. – С. 223 – 224.

[5] Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес / О. Крегер, ДЖ. М. Тьюсон – М.: Персей, 1995.. – С. 200.

[6] Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев М.: Смысл, 1993 – С. 31.

[7] Стивенс Дж. Приручи своих драконов / Дж. Стивенс М.: ЮНИТИ, 1996 С. 53.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: