Г.Гельмгольц. Теория бессознательных умозаключений

Г.Гельмгольц определил восприятие как создание образов и представлений о внешнем мире в результате действия объектов на нерв­ную систему и сознание. Чтобы объяснить это свойство, Гельмгольц разработал два понятия о бессознательных умозаключениях как мы­шечных действиях, посредством которых образ объекта локализуется во внешнем пространстве, и об ощущениях, как знаках объектов.

Органы чувств и соответствующие нервные механизмы в нор­мальных условиях функционируют согласно постоянно действую­щим законам. Однако в необычных условиях возникают иллюзии в интерпретации содержания чувственных ощущений (например, люди после ампутации испытывают фантомные ощущения). Из этого Гельмгольц заключает, что психическая деятельность, заканчиваю­щаяся выводом о том, что перед нами в определенном месте находит­ся определенный объект с определенными свойствами, - есть, как правило, деятельность неосознанная. Представления вызываются воз­действиями внешних объектов, а не самими объектами. Далее Гельм­гольц говорит, что если в сознательной деятельности мы используем некие символы тех или иных понятий, то в акте восприятия все про­исходит по той же схеме, но неосознанно - путем бессознательных умозаключений. Гельмгольц нашел структуру бессознательного вы­вода. Интересен вопрос: не имел ли в виду Гельмгольц под бессозна­тельными умозаключениями то же самое, что Павлов имел в виду под условным рефлексом? Вторая особенность чувственного восприятия состоит в том, что мы постольку обращаем внимание на наши ощу­щения, поскольку они полезны для восприятия объектов, и, напротив, мы привыкаем отвлекаться от деталей ощущений, которые имеют ма­лое значение для восприятия внешних объектов. Так, восприятие на­правления объекта зависит от комбинации ощущений, с помощью ко­торых мы оцениваем положение глаз, отличаем участки сетчатки, на которые падает свет и сравниваем два перцептивных образа, проецирующихся на двух сетчатках. Но эти ощущения мы воспринимаем комплексно, как единое целое. Наши представления о предметах не могут быть не чем иным, как символами, т.е. определенными знака­ми предметов. Если мы научимся правильно читать эти символы, то сможем с их помощью так организовать свои действия, чтобы они привели к желаемому результату, т.е. к ожидаемому ощущению.

Учение Гельмгольца является чрезвычайно важным шагом в сто­рону преодоления разрыва между сенсорными и интеллектуальными компонентами познавательного процесса, ибо содержат идею бессоз­нательных умозаключений. Гельмгольц показал, что восприятие яв­ляется деятельностью взаимодействия субъекта с объектным миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: