Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера деятельности. Развитие как деятельности в целом, так и входящих в ее состав перцептивных процессов, происходит не спонтанно. Оно определяется условиями жизни и обучения. В частности, специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных обществом систем сенсорных процессов.
Согласно теории Запорожца, перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те её преобразования, которые могут произойти в результате практических действий. Необходимо изучить зависимость восприятия от характера деятельности:
1. в плане онтогенетического развития ребенка;
2. в ходе функционального развития (в процессе формирования
тех или иных перцептивных действий под влиянием сенсорного обучения).
Исследования онтогенеза восприятия свидетельствуют о том, что между восприятием и действием существуют сложные и изменяющиеся в ходе развития ребенка взаимоотношения:
|
|
1. Первые месяцы жизни. Развитие сенсорных функций опережает онтогенез соматических движений и оказывает существенное влияние на формирование последних. На данной стадии ориентировочные движения достигают относительно высокого уровня, но выполняют лишь ориентировочно-установочную функцию. Ещё не происходит формирования константных, предметных образов, которые необходимы для управления сложными формами поведения.
2. 3-4 месяц жизни. Сенсорные функции включаются в обслуживание простейших практических действий, перестраиваются на их основе и сами приобретают постепенно характер своеобразных ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.
3. Начиная со 2 года жизни ребенок овладевает простейшими орудиями. В связи с этим изменяется его восприятие. Образы восприятия
теряют глобальность и фрагментарность и приобретают более четкую и
адекватную воспринимаемому предмету структурную организацию.
4. От 3 до 7 лет дети начинают овладевать некоторыми видами
специфически человеческой продуктивной деятельности, направленной на создание новых объектов. Продуктивная деятельность ставит
перед ребенком новые перцептивные задачи.
Естественно, развитие ребенка происходит не спонтанно, а под влиянием обучения:
1. На первом этапе формирования новых перцептивных действий процесс начинается с того, что проблема решается при помощи
внешних материальных действий с предметами. На данном этапе начинает складываться как бы внешний, материальный прототип будущего идеального перцептивного действия.
|
|
2. На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под
влиянием практической деятельности, сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые осуществляются с помощью
движений рецепторных аппаратов и предвосхищают последующие
практические действия.
3. На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время
их протекания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и восприятие начинает производить впечатление пассивного, без
действенного процесса.
Предполагается, что на данном этапе внешнее ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия.
8. Б.Г. Ананьев. Концепция о сенсорно-перцептивном единстве
В своей концепции, на основе большого экспериментального материала, автор утверждает единство сенсорных и перцептивных процессов. Он говорит о том, что эти процессы взаимодополняют друг друга и существуют на паритетных началах. Кроме того, ни восприятие, ни ощущения не являются оторванными процессами от других психических процессов. Также отмечается взаимное проникновение этих процессов друг в друга. Ананьев рассматривает симметрию и асимметрию перцептивных процессов. Кора разбита на левое и правое полушария, и существует как симметричное, так и асимметричное перераспределение сигналов между полушариями. Ананьев в своей работе рассматривает проблемы восприятия с этой точки зрения. Он говорит об этой проблеме как в рамках одной модальности. так и в интермодальном плане. Здесь он приходит к выводу о целостности сенсорно-перцептивной организации человека. В этой целостной системе образуются межфункциональные сенсорные структуры и сложно разветвленные сенсорные цепи. Генетическим началом этих цепей являются тактильные функции, а всеобщим эффектом - зрительное восприятие. К таким цепочкам относятся:
· Тактилыю-вибрацнонно-слуховые;
· Тактильно-кинестетические;
· Тактильно-температурно-болевые;
· Тактильно-вкусо-обонятельные-интероцептивные.
Все эти цепочки представляют собой потоки разноуровневой информации о внешней и внутренней среде организма, которые сходятся в зрительных, кинестетических, гравитационных узлах единой сенсорной организации человека. В процессе исторического развития и на его основе образуются межанализаторные интро- и интермодальные сенсорные системы с высокими уровнями интеграции, переходящие в перцептивные системы, такие, как речеслуховая и зрительная. Изучение эволюции зрительной системы, речевого слуха, кинестезии показывают, что в пределах условий жизни и деятельности человека оптимумы этих функций, находящихся под постоянной нагрузкой, перемещаются в более поздние периоды жизни. При этом стабилизируются и противостоят процессам, которые могут вызвать дестабилизацию перцепции.