Если текст анкеты превышает 3-5 страниц, то она явно затрагивает несколько позиций (блоков) и требует некоего смыслового разделения. Нужно сделать переходную фразу между блоками. Человеку нужно перестроиться. В некоторых анкетах были включены картинки. Каким образом располагать блоки? Где какие сделать акценты? Это зависит от конкретных теоретических задач. Существует очень много рекомендаций по структуре анкеты.
1. Целесообразно начинать анкету с самых простых вопросов - часто фактуальных (разминочные, чтоб челвоек постепенно вошел в идеи и текст анкеты). Но есть и другая точка зрения, рекомендующая рачинать анкету с "паспортички".
2. Схема расположения блоков или разделов анкеты не должна воспроизводить логику программы исследования. Изучая жизнь студенчества, исследователь обращает больше внимания на учебу, например. Но это не значит, что именно это будет в анкете педалироваться.
3. Необходимо учитывать специфику, уровень культуры, а также практический опыт опрашиваемых. Специфика: например, опрашиваем местное население Чечни, где есть коренные чеченцы, мыслящие особенным образом. Уровень культуры должен учитываться обязательно (научное сообщество - можно и нужно воспользоваться терминологией, предприятие-завод - совершенно другое дело). Важно также учитывать практический опыт. Прием: "с какими явлениями вы сталкивались?". Человек мог не сталкиваться, поэтому он будет раздражаться и может не захотеть продолжить опрос. Нужно "посидеть в шкуре" респондента.
|
|
4. Нельзя строить вопрос сложно, в виде нудных конструкций, нельзя делать его содержание многозначным (когда его можно по-разному интерпретировать).
5. Важна последоватеьность вопросов в анкете. Если в предыдущих вопросов явление оценивается как положительное, респондент и дальше будет реагировать на него как на положительное, хотя исследователь может включать и негативные черты данного исследования.
6. По трудности вопросов сначала стараются задавать наиболее легкие и простые вопросы. Сначала общие вопросы, потом - детали. Мысль развертывается поэтапно в логике респондента, а не исследования.
7. Использование вопросов-ловушек для проверки добросовестности икспондентов и для проверки на усталость. (полчаса работы - оптимальный срок, к 45 минутам уже напряжение). Социолог может формулировать один и тот же вопрос по-разному, чтоб понять, что респондент отвечает на вопрос, понимая его одним образом. Правильно ли респондент фиксирует наш смысл. Но зачастую это может раздражать респондентов. Поэтому нужно проявить изворотливость и ловкость.
|
|
8. Нельзя задавать вопрос в отрицательной форме (тк они не интерпретируются)
Самое важное: Знать респондента в той области, в которой его опрашиваем.
Завершается паспортичкой - данными о социально-демографических данных респондента.
Внешне паспортичка производит впечатление формальной части анкеты, но это далеко не так. Функции:
· Социально-демографические характеристики используемой совокупности
· Данные паспортички активно участвуют в познавательном процессе в проверке многих гипотез. Ряд позиций паспортички выступает как независимые переменные.
· Данные паспортички используют для оценки качества выборочной совокупности. Например, в генеральной совокупности мужчин 45 процентов, а в выборочной 60! Аналогично можно проверить по стажу работы, возрасту и тп. Но эта проверка может быть осуществлена только при наличии аналогичных данных для генеральной совокупности.
Сейчас анкета поступает к респондентам в бумажном виде. Респонденты часто обращают внимание на расположение текста и шрифты.
Опросы посредством сетей, электронной почты и скайпа стали массовыми, но не в количественной методологии, а в качественной. Зафиксировать респондента на видео и тп. Эти технологии развиваются и применяются шире (это комфортность для респондента и социолога и тп). Электронные опросы страдают изъяном: отсутствуют базы, из которых можно было бы формировать выборочную совокупность, поэтому результаты опроса не позволяют адекватно сформировать выборочную совокупность.
2. Интервью - определения, сфера применения, виды интервью.
Интервью – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации (англ. – «беседа»). Беседа предполагает равенство участвующих. Грамотно организованное интервью будет напоминать беседу, если интервьюер способен создать доброжелательную атмосферу и создать мотивацию на обсуждение.
Интервью (более полное определение) – целенаправленное общение, целью которого является получение нужной исследователю информации. Направленность и содержание общения в интервью задается извне – целью и задачами социологического исследования.
Квайле рассматривает интервью как разговорную технику, позволяющую конструировать знание в процессе взаимодействия интервьюера и респондента.
Сфера применения интервью очень широка.
Интервью должно содержать те вопросы и задачи, которые сформулированы в теоретической части работы.
Во всех областях применения интервью выполняет две функции:
- получение информации того именно рода, который требуется исследователю;
- состоит в неком воздействии на респондента.
В социологии часто говорят, что интервьюер управляет поведением респондента. Действительно, интервьюер, уточняет некоторые вопросы, обращается к прошлому респондента, часто детализирует информацию, т.е. «докапывается» до нужного объема и полноты информации. Людям более легкого характера это не нравится, появляется раздражение. Важным моментом является воздействие интервьюера на мотивацию и ценностную структуру респондента.
Виды интервью:
· Документальное направлено на выявление фактов, событий, действий респондента.
При сборе фактов очень важно собрать наиболее полную информацию для того, чтобы потом ее можно было соотнести с данными, полученными из других источников. Например, из области статистики, в т.ч. ведомственной.
· Интервью мнений – выявление мнений, оценок, суждений.
Как правило, интервью начинается с фиксацией фактов, и только потом исследователь переходит к опросу по поводу мнений.
· Экспертное. Для него требуются определенные знания, предварительная информация и опыт. Это особый жанр, требующий специальных знаний для отбора экспертов. Как правило, от экспертов требуют умение давать оценки и прогнозы. В этом интервью ставятся специальные вопросы, четко предварительно обработанные, в т.ч. количественные и прогностические. Эксперты выбираются по уровню их компетентности. Опрос экспертов может происходить в свободной форме и в виде закрытых вопросов. Экспертное интервью в большом числе случаев составляется с помощью и при участии самих экспертов. Необходимость обращения к экспертам возникает в самых разных ситуациях.
|
|
3. Интервью. Область использования. Типы интервью, их разновидности. Надежность данных. Достоинства и недостатки.
Интервью используется как в количественных, так и в качественных исследованиях. Но будет отличаться тип интервью.
Типы интервью:
· Свободное интервью. Свободное интервью проводится в случае, когда об исследуемом явлении известно очень мало. В такой ситуации выясняется, какие черты характерны доя изучаемого явления, как оно проявляется, где фиксируется, кто является его носителем. Все признаки, специфика поведения объекта, полученные как результат свободного интервью, далее включаются в различные разделы количественных исследований.
· Глубинное (глубокое) интервью. Это интервью наряду с темой предполагает наличие определенного круга вопросов, как правило, связанного с признаками изучаемого объекта или явления. По форме может быть достаточно доступным, содержание или форма вопросов может слегка меняться, если нащупали новую линию или идею. С каждым новым респондентом интервью может расширяться и углубляться, как за счет включения новых признаков, так и за счет иного понимания объекта. Его главное достоинство - глубокое проникновение в тему, хотя глубина зависит и от интервьюера.
· Фокусированное интервью - имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его причин или последствий. Цель - узнать о ситуации как можно больше и подробнее. Это интервью имеет предварительно разработанный перечень вопросов, которые нужно рассмотреть. Последовательность и формулировка вопросов могут варьироваться в процессе опроса (общения). Респонденты либо специально отбираются, либо предварительно знакомятся с обсуждаемой ситуацией. Например, это покупатели одного товара. По каждому вопросу интервьюер должен получить от полного да (развернутый ответ) до полного нет (не знаю, не могу оценить и тп).
|
|
Формализованное интервью. По форме представляет собой анкетирование с помощью интервьюера. Поведение респондента и интервьюера регламентировано детально разработанным опросником и инструкцией по проведению интервью. Такого рода интервью часто производят как пилотажные. Помимо этого, оно часто включает свободные вопросы, реакцию на которые надо видеть и чувствовать. Его часто включают в процедуру ранжирования и использования тестов. Наряду с гайдом интервью (содержание интервью) и инструкцией часто используется и протокол наблюдений, в котором фиксируется поведение респондента. Например, отказ отвечать на вопросы, невозможно ответить в том виде, в котором предложено, фраза а ля "а что вы этим хотели сказать", долгое размышление над ответом.
· Телефонное интервью. Ограничено временем и объемом вопросов. Классическая норма от 5 до 15 минут. Когда интервью превышает 15 минут, то это уже непрофессиональное поведение. Естественно, небольшой круг вопросов. Оно похоже на фокусированное, но не с той глубиной и объемом. Главное достоинство - оперативность и небольшая стоимость. Но и высокая поверхностность. Глубинных вещей не выяснить. Особая проблема телефонного интервью - сомнительная (трудно определимая) репрезентативность. В опытных агентствах телефонное интервью обязательно проверяется.
· Групповое интервью. Этот вид интервью применяется в редких случаях, когда необходим эффект работы в групповом режиме. Оно используется, когда нужно выяснить полярные мнения по какому-то вопросу. Чаще этот прием работы в групповом режиме используется в методе фокус-группы, однако иногда групповые интервью используются и оказываются очень успешными.
Модификаций интервью очень много.
Направленное интервью адресовано особым группам населения, владеющим уникальной информацией, например, законодатели, участники особых событий. Специфический статус этим людям придает их доступ к уникальной информации.
Специализированное интервью используется тоже при работе с уникальными респондентами, например, неграмотные, маленькие дети, рабочие эмигранты и тп.
К настоящему времени в социологии разработаны различные модификации или подвиды интервью. Их выбор и конструирование определяется стратегией исследования (качественное или количественное), целыми работ, уровнем знания о проблеме, сопряженностью или связанностью с другими методами сбора информации.
Интервью имеет сильные и слабые стороны. Сильные стороны:
· Исследователь имеет возможность прояснить глубину и детальность вопроса столь подробно, сколь это возможно вообще.
· Все разновидности интервью дают много новой информации, расширяет для исследователя теоретические представления об объекте.
· Ситуация интервью во многом воспроизводит диалог заинтересованных людей, что позволяет не только получить знание, но продуцировать - создать его.
· Неформальность общения позволяет получить более искренние ответы.
· Интервьюер имеет возможность вести наблюдение за поведением респондента. А потому может многое уточнить, дополнить, сравнить.
· Личный контакт дает возможность наиболее полно реализовать задачи исследования.
· Процесс общения позволяет интервьюеру найти интерес респондента к данному исследованию и сформировать у последнего более серьезное отношение.
· Процесс взаимодействия позволяет проверить правильность понимания всех вопросов респондентом.
Слабые стороны:
· Объем усилий по сбору и обработке данных невероятно велик в сравнении с другими методами. Сложна и трудоемка обработка данных, поскольку это процедура требует смысловой интерпретации, а смыслы часто меняются по мере накопления информации, что требует нового осмысления предыдущего массива данных.
· Стоимость подготовки интервьюеров, ассистентов часто бывает высокой.
· Требуется проверка деятельности и результативности интервьюеров.
В ряде случаев интервью абсолютно необходимо: другим способом получить информацию невозможно, но это довольно тонкий метод, требующий опыта
4. Интервью. Специфика использования в количественных исследованиях. Достоинства и недостатки метода.
В количественных исследованиях используются определенные типы интервью. Во-первых, это может быть формализованное интервью, которое напоминает анкету – наиболее распространенный инструментарий социолога-количественника. Формализованное интервью – анкетирование с использованием интервьюера. Полностью соответствует количественному подходу: жесткий, четкий. В количественных исследованиях нередко прибегают к использованию телефонного интервью, но не используют его как основной метод из-за недостаточной репрезентативности.
Интервью имеет сильные и слабые стороны. Сильные стороны:
· Исследователь имеет возможность прояснить глубину и детальность вопроса столь подробно, сколь это возможно вообще.
· Все разновидности интервью дают много новой информации, расширяет для исследователя теоретические представления об объекте.
· Ситуация интервью во многом воспроизводит диалог заинтересованных людей, что позволяет не только получить знание, но продуцировать - создать его.
· Неформальность общения позволяет получить более искренние ответы.
· Интервьюер имеет возможность вести наблюдение за поведением респондента. А потому может многое уточнить, дополнить, сравнить.
· Личный контакт дает возможность наиболее полно реализовать задачи исследования.
· Процесс общения позволяет интервьюеру найти интерес респондента к данному исследованию и сформировать у последнего более серьезное отношение.
· Процесс взаимодействия позволяет проверить правильность понимания всех вопросов респондентом.
Слабые стороны:
· Объем усилий по сбору и обработке данных невероятно велик в сравнении с другими методами. Сложна и трудоемка обработка данных, поскольку это процедура требует смысловой интерпретации, а смыслы часто меняются по мере накопления информации, что требует нового осмысления предыдущего массива данных.
· Стоимость подготовки интервьюеров, ассистентов часто бывает высокой.
· Требуется проверка деятельности и результативности интервьюеров.
5. Наблюдение. Определение, требования к этому методу, его возможности. Условия наблюдения. Область применения.
Наблюдение - классический научный метод, встречающийся во многих науках (например, астрономия). Социологам ближе биология, где наблюдают за особями и совокупностями.
С профессиональным подходом мы встречаемся, когда исследователь избирает этот метод для изучения объектов/явлений.
Наблюдение в социологии - метод сбора информации путем непосредственного изучения явления и его прямой регистрации в естественных условиях. Наблюдение рассматривается как метод сбора первичных эмпирических данных.
Более широкое представление о методе дает Девятко: метод наблюдения есть целостная исследовательская стратегия в одном ключевом моменте.
Наблюдение относится к категории качественных методов, но применяется и как количественный метод.
Научное наблюдение (как метод) характеризуется:
· Подчиненностью ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам
· Планируется по заранее обдуманной процедуре
· Все данные фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения
· Информация должна подвергаться контролю и проверке на обоснованность и устойчивость.