В кейс стади, как и в любом исследовании, необходим определенный план. А нужна ли программа? На наш взгляд, кейс стади - более гибкая стратегия проведения исследования, и такого рода программа, какая необходима при проведении анкетного опроса, здесь, несомненно, не нужна. С другой стороны, одной из отличительных особенностей кейс стади является то, что его гибкая стратегия предполагает иногда видоизменение и исследовательских вопросов, и переформулировку предмета исследования на более поздних стадиях. Поэтому программа исследования в кейс стади существует, но приобретает несколько иную форму. Тем не менее, некоторые шаги по построению концепции исследования необходимы.
Сложность составления исследовательского плана существует, поскольку единого алгоритма по дизайну исследования в стиле кейс стади нет, и вряд ли подобное руководство будет когда-либо создано. Нет таких учебников, которые есть по химии и биологии. Тем не менее, кейс стади отчасти строится так же, как " другие стратегии. Есть несколько общих правил, хотя это и не значит, что они не могут быть модифицированы и улучшены в будущем. В конечном итоге, дизайн исследования - это путь.
|
|
Перед тем как начать сбор материала, необходимо определиться, каким будет дизайн. По крайней мере, несколько вопросов должны быть подняты на стадии дизайна:
1. Какой вопрос мы будем изучать?
2. Будет исследоваться единичный кейс или множественные кейсы? _?. Какое число исследователей (людей) будет задействовано в проекте?
4. Какие данные более всего будут подходить для этого исследования?
5. Какими методами собирать данные в первую очередь?
6. Как анализировать результаты?
7. Какое это исследование: заказное пли нет?
Остановимся несколько более подробно на некоторых из вышеперечисленных вопросов:
1. На наш взгляд, дизайн любого исследования в очень силь
ной степени зависит от того, какой вопрос будет изучаться, Если
это вопрос, который лежит на поверхности и он не будет шокиро
вать тех, кто ответствен за доступ на предприятие - то тогда сама
стратегия исследования будет открытой и исследователю или ис
следовательской команде не надо будет работать скрытно и полу
чать информацию окольными путями. В противном случае необ
ходимо будет вуалировать название исследования, скрывать
истинные цели изучения и разрабатывать особенные тактики и
стратегии добывания информации.
При исследовании достаточно сложных тем, таких как конфликты или социальная напряженность в трудовых коллективах, на наш взгляд, наиболее продуманной стратегией будет такая, которая подразумевает использование отвлекающей темы для вуалирования истинных целей исследования. Иначе очень сложно будет найти такого руководителя предприятия, который дал бы добро при упоминании одного слова «конфликты». В таких случаях, более общая, нейтральная тема должна подаваться руководству предприятия или организации, а другая тема прорабатываться исследователями. Необходимо здесь сказать о том, что такой подход неизбежно влечет за собой этические проблемы. Более подробно на этих проблемах мы остановимся в специальной главе, однако здесь следует сказать, что в каждом конкретном случае исследователь должен продумывать с самого начала проблему доступа к той информации, с которой он хочет работать.
|
|
2. От того, кто будет изучать, также зависит построение само
го исследования. На наш взгляд, дизайн исследования в большей
мере зависит от того, сколько будет задействовано в исследова-