Исторический опыт подмены производства знаний производством симулякров знаний

История знает длительный опыт активного использования системы образования для взрослых в качестве одного из основных механизмов комплектации государственной элиты. Речь идет об экзаменационной системе в средневековых странах конфуцианского региона (Китай, Корея, Вьетнам, раннесредневековая Япония). Именно в Китае почти полторы тысячи лет назад, в начале VII в., была изобретена система государственных экзаменов ("кэцзюй") - проверки нормативных знаний8. Экзамены имели три уровня (уездные - провинциальные - столичные) и проводились через каждые три года. Чем выше был уровень экзаменов, тем сложнее, так что экзамены первого уровня приходили сдавать сотни тысяч, но экзамены высшего уровня успешно сдавали лишь несколько сотен или даже десятков человек. Прохождение экзаменов на завершающем этапе становилось "пропуском" в ряды элиты государственных чиновников (об императорских экзаменах в Китае см. [Боревская 2005; Сидихменов 2000, с. 427 - 433]). К этим экзаменам готовились годами или даже десятилетиями, поэтому экзаменующиеся были уже взрослыми людьми - экзамен на получение первой степени (на уездном уровне) обычно сдавали к 30 годам9.

Образованность (а не знатность и воинская доблесть, как в Европе) считалась в средневековых конфуцианских странах главным фактором социальной стратификации и пользовалась настолько высоким уважением, что эти страны можно назвать самым ранним примером "общества знаний". Поскольку к экзаменам допускали в принципе любого, независимо от социального происхождения, то данная система, казалось бы, должна была обеспечить меритократию (буквально "власть достойных") и эффективное государственное развитие. Именно поэтому китайский общественный строй вызывал на первых норах сильный восторг европейских мыслителей-просветителей, который затем сменился не менее сильным разочарованием. Дело в том, что хотя подготовка к экзаменам требовала в Китае очень больших затрат сил и времени, однако типичная для восточных стран коррупция позволяла представителям элиты обходить суровые правила, да и знания тех, кто подчинялись этим правилам, оставляли желать лучшего.

Известно, в частности, что обман на экзаменах стал в позднесредневековом Китае весьма распространенным явлением. Экзаменующиеся старались тайком принести в экзаменационные павильоны "конспекты" или вообще послать вместо себя нанятого интеллектуала. Появилась даже китайская пословица: "Чтобы выдержать экзамен, нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда". Чтобы уличить соискателей, которые отличались главным образом "неразборчивостью вши", организаторы экзаменов тщательно обыскивали их в поисках "шпаргалок". Вместе с тем коррупция экзаменационной системы приобрела в позднее Средневековье такие масштабы, что в середине XVII в. в Китае даже прошли судебные процессы по этому поводу. Конечно, коррупция экзаменационной системы разрушала ее эгалитаризм, поскольку богатые соискатели заведомо имели более высокие возможности для подкупа.

Другой негативной стороной китайской экзаменационной системы было очень консервативное содержание "экзаменационных дисциплин": оно хотя и тренировало память, но не имело никакого отношения к практической деятельности. Самым важным элементом государственного экзамена постепенно стало написание сочинения по

8 Считается, что классическая экзаменационная система Китая функционировала с перерывами с 605 г. до 1905 г. Первые элементы этой системы появились еще в эпоху Древнего мира - уже в 165 г. до н.э. кандидаты на должности государственных служащих вызывались императором в столицу для прохождения теста на моральные качества.

9 Хрестоматийный пример жизнь знаменитого китайского писателя рубежа XVII-XVIII вв. Пу Сунлина, который много раз "проваливал" экзамены и смог получить низшее чиновничье звание лишь незадолго до смерти, сдав экзамены в возрасте 89 (!) лет. Еще более известный китайский писатель XVI в. У Чэнъэнь, автор классического "Путешествия на Запад", на протяжении жизни три раза сдавал, но так и не смог сдать императорский экзамен.

стр. 38

классической конфуцианской литературе, требующее заучивания наизусть больших объемов текста. Экзаменационная система отбраковывала неординарных людей, помогая делать карьеру в первую очередь начетчикам и конформистам. Те, кто стремились делать карьеру, хорошо понимали существенный разрыв между экзаменационными требованиями и практическими навыками чиновника, а потому имели сильный стимул к оппортунистическому поведению на экзаменах.

Таким образом, в конфуцианской экзаменационной системе (особенно, в поздний период) учащиеся, ориентированные на получение симулякров знаний, доминировали над стремящимися к реальным знаниям. В результате в новое время китайская экзаменационная система функционировала уже не столько как социальный лифт, сколько как самовоспроизводство малоэффективной бюрократии, медленно и лишь частично обновляемой выходцами из нечиновных, но состоятельных социальных слоев. Меритократическая "империя ученых" превращалась в царство коррумпированных бюрократов, лучшие из которых плохо знали географию и еще хуже математику, зато могли умно рассуждать о литературе двухтысячелетней давности, худшие же не могли даже этого. Застой в сфере образования стал одним из факторов застоя китайского общества в целом, и страна превратилась в XIX в. в полуколонию европейских держав.

Печальный опыт конфуцианской цивилизации демонстрирует те опасности, которые и в современную эпоху актуальны для стран догоняющего развития (включая Россию). Повышение престижа знаний обязательно должно сопровождаться их практической направленностью и соблюдением эгалитарных норм в доступе к их получению, в противном случае результат от развития системы образования будет скорее отрицательным, чем положительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: