Предпринимательские (менеджериальные) теории фирмы

Современные предпринимательские (менеджериальные) теории в объяснении фирмы делают специальный акцент на издержки когнитивных барьеров, когда предприниматель вынужден создавать фирму для реализации своих бизнес-идей. При этом он не имеет возможности опираться на "пучок" контрактов, так как участники рынка или не понимают, или не принимают его идеи [Zander, 2007]. Самое же примечательное состоит в том, что менеджериальные теории, исходя из совершенно иных предпосылок толкования природы фирмы, нежели неоинституциональные трансакционные, приходят к сходным выводам и объяснениям. Так, объясняя единство фирмы через появление менеджеров и управленческой деятельности, эти подходы все-таки "выруливают" на совокупность контрактов, трактовку фирмы как сплетения, "пучка" контрактов. Объясняя структуру и границы фирмы через рыночные либо внутренние контракты, менеджериальные теории приходят к вариантам организации управленческих функций, опирающимся на известные стандартные типы производственно-хозяйственной интеграции [Сторчевой, 2012].

Проблемы организации в предпринимательских теориях фирмы закономерно увязываются с методами и инструментами управления. При этом характер координации и управления в рамках фирмы (а иногда и между фирмами, то есть на свободном рынке) зависит от использования трех главных инструментов. Во-первых, это зафиксированное право принятия решений как одного из существенных прав управления. Во-вторых, это создание и поддержание каналов коммуникации, необходимых для передачи знаний и управленческих сигналов. Наконец, в-третьих, это активизация поиска средств, необходимых для решения поставленных перед бизнесом задач. Как видим, предпринимательские теории не включают в систему объяснения необходимости соз-

стр. 153

дания фирмы в качестве значимых ни технологические, ни собственно экономические факторы [Тамбовцев, 2010]. Перспективный и методологически корректный современный вариант менеджериального подхода - теория фирмы в рамках так называемого стратегического менеджмента [Сторчевой, 2013].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: