Объяснение

Объяснение есть превращенная форма описания, это синтетическое воспроизведение всех чувственно и рационально возникающих представлений о свойствах объекта. В его основе лежит описание. Объяснение происходит на основе всех способов познания, с привлечением всех идей.

Объяснить мир из него самого возможно только в меру овладения лежащим в его основе понимания методом мышления. В этой связи следует понять саму категорию «понимание» как специфически теоретический уровень отображения объектов.

Восприятие может быть однократным чувствованием (например, ощущением). Оно является начальной формой сознательного отображения объекта, дает факты.

Оно превращается в усвоение по мере роста постижения объекта – разнообразия его восприятия, запечатлевания его в сознании людей в качестве учения, хотя бы в форме простого запоминания, зазубривания. Понимание – высшая форма восприятия (чувствования), усвоения (постижения).

Виды объяснения: исторические – генетические – каузальные. В свою очередь каузальные делятся на: просто каузальные – факторные – функциональные.

Историческое объяснение показывает исторический ряд форм объекта. При этом не обязательно показан генетический аспект развития объекта.

Генетическое объяснение состоит в показе порождения одного явления другим.

Более сложное объяснение предполагает показ всех причинно-следственных, не только внутренних, связей данного объекта, но и воздействие окружающей среды на данный объект. В какой-то мере это принимает форму факторного, функционального анализа.

Описание происходит на основе определенного языка и соответствует ему. Чем более развит язык, тем более истинно описание объекта на его основе.

Объяснение может быть словесным и несловесным, устным и письменным. У этих форм объяснения имеются общие и особенные свойства. Человек, научившись хорошо говорить, часто оказывается беспомощным при письменном объяснении и наоборот. Письменное объяснение является основным и выступает изложением. Изложение часто оказывается необходимым и для самого познающего, а не служит только средством передачи мыслей другим. Изложение более трудоемко, и его функция не сводится только к передаче сведений, но и служит для уяснения и уточнения свойств объекта.

По мере развития научного прогресса объяснение все более принимает форму изложения. Изложение есть форма исследования. Изложение позволяет более строго обобщать картину объекта, повышая ее истинность. Написание текста в научной деятельности часто является исходным исследования. Само же исследование представляет многократное изложение свойств объекта на основе различных вариантов их представления. Все это уточняет концепцию. Даже неоднократная публикация текстов не гарантирует истинности и не обязательно ее повышает. Написание текста в научной деятельности является эвристическим приемом интенсификации исследования.

Наука достигает простого объяснения все более сложного объекта только соответствующим усложнением отображающей истину методологии. Одной из главных тенденций развития объяснения следует считать рост алгоритмизации и формализации мыслительных операций или, что тоже самое, развитие методологической, операциональной детерминации изложения. Образно говоря, для умножения числа надо знать алгоритм умножения, а для интеграции – алгоритм последнего. Возрастание затрат на познание самих детерминирующих мышление принципов, приемов, методов и алгоритмов является следствием и условием прогресса объяснения.

Основные формы текстов можно представить в целом:

-форма текста - трактаты: талмуды – катехизисы – монографии. Монографии как формы текста: полемичные – позитивные – системные (теории).

Высшей формой текстов можно считать монографию, т.е. монологическое изложение определенных идей об объектах. В простом виде они могут представлять бесструктурные, полемические работы, обзоры мнений. В таких текстах не имеет значение перестановка мест его элементов. Более развернутой формой текста следует считать структурные, т.е. такие, которые представляют позитивное изложение по определенной структуре. В нем важное значение имеет последовательность объяснения. Высшей формой текстов следует считать системные, композиции которых детерминированы пропедевтикой воспитания и развитием объектов. Они также могут быть различными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: