Выбор методов и разработка методики исследования. Комплексный подход к выбору методов исследования. Эксперимент как основной метод исследования в психологии. Организация и проведение эмпирического психологического исследования. Этап сбора эмпирических данных. Факт и артефакт в научном исследовании. Разработка инструкции. Общение исследователя и испытуемого, роль инструкции. Протокол эксперимента. Пилотажный эксперимент. Обработка эмпирических данных. Систематизация результатов исследования. Интерпретация и изложение результатов. Типы интерпретации. Основные ошибки при объяснении полученных результатов. Обобщение результатов и формулировка выводов. Основные требования к выводам. Типичные ошибки при построении выводов и обобщении. Представление результатов исследования. Требования к оформлению курсового исследования и дипломного проекта. Основные виды изложения результатов исследования. Научный отчет. Доклад. Рецензия. Методические рекомендации. Диссертация. Брошюра. Научная монография. Научная статья. Требования к оформлению и содержанию основных видов изложения результатов психологического исследования.
|
|
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ
Тема 1
Принципы и основные уровни методологии науки
Науку часто смешивают со знанием.
Это грубое недоразумение.
Наука есть не только знание,
но и сознание, то есть умение
пользоваться знанием как следует.
В.О. Ключевский
План
1. Определение понятия «наука».
2. Основные уровни методологии науки.
3. Теоретическое и эмпирическое знание.
4. Научный метод.
5. Проблема парадигмы в научной психологии.
6. Принципы научного исследования.
7. Типы научного исследования.
8. Уровни и структура научной теории.
9. Общая характеристика психолого-педагогического исследования.