1. Составление списка подлежащих изучению произведений (библиографии).
А) Список должен включать:
- книги;
- журналы;
- статьи в сборниках;
- реферативные обзоры;
- авторефераты диссертаций и т.д.
Б) Где брать:
- библиотечный каталог;
- электронный каталог;
- Интернет;
- справочный и библиографический аппарат книг, имеющийся в распоряжении исследователя.
В) Библиография должна включать следующую информацию:
- кто автор или редактор книги, брошюры, статьи;
- ее название;
- место и год издания;
- издательство;
- том, выпуск и номер издания;
- город, где была выпущена книга;
- общее количество страниц в источнике.
Лучше всего выписать данные по каждому источнику на отдельную карточку или занести в базу компьютера. Полезно указать и библиотечный шифр.
2. Первичное ознакомление с литературой и другими источниками.
Для того, чтобы иметь представление о проблематике того или другого произведения, необходимо ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание книги.
После этого определяют способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием или выборочное с выписками.
Все необходимое следует выписать на карточках или отдельных листах бумаги с точными ссылками на источник. Тут же полезно зафиксировать свои мысли и замечания. В собственных книгах – пометки карандашом на полях, закладки.
3. Результаты изучения литературы по каждому вопросу можно оформить в виде тематических обзоров, в которых:
- изложить сущность отдельных положений;
- выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающее и различающееся в них;
- обозначить малоразработанные, неясные и дискуссионные положения;
- подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы;
- выразить свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователем выводам.
Изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируя интерес к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточно внимания.
Метод моделирования и интерпретационные методы.