Профессиональная компенсация и реабилитация

Преодоление негативных явлений в профессиональном становлении человека (деформаций, последствий кризисов) осу ществляется путем компенсации и реабилитации.

Компенсация — это уравновешивание, выравнивание наступивших в психике нарушений путем развития замещающих функций, это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (см. 45, в 2.5, с. 155). Компенсации предшествует декомпенсация, то есть нарушение равновесия, для восстановления которого и требуется приспособление. Компенсаторное приспособление, как отмечается в литературе (4) — это восстановление равновесия между требованиями профессии и психическими функциями человека. Компенсаторное приспособление может быть сознательным, когда, например, человек применяет приборы и записи при слабой памяти, или неосознаваемым самим человеком. В течение ярофессиональной жизни возможно несколько «вблн» компенсаторного приспособления, например, о них выше шла речь применительно к пожилому возрасту («психологическое протезирование»). Замечено, что в усложняющихся условиях деятельности (профессиональное старение, экстремальные ситуации и др.) компенсаторные возможности человека возрастают. В литературе (2) отмечается, что явления компенсаторного приспособления возникают не только при наличии явно выраженных дефектов, но и в процессе временного ухудшения или застоя в развитии (с. 3). Между процессом профессионализации и жизнедеятельностью человека в целом также могут сложиться отношения компенсации: при невозможности добиться самореализации в одной сфере человек стремится компенсировать это в другой.

Профессиональная компенсация, как показывают исследования психологов (7), это заменяемость недостаточного уровня развития одного профессионально-важного качества более высоким уровнем развития другого (или других ПВК). Общими механизмами компенсации являются взаимозаменяемость, замещение недостающих психических качеств другими, более развитыми, более сохранными или перестраивание частично пригодных качеств, порой повышенное развитие выравнивающих качеств, (например, тактильная чувствительность у слепых), вовлечение новых психических качеств, ранее не участвующих в деятельности. Кроме того, распространено выравнивание в профессиональной деятельности за счет выработки индивидуального стиля, то есть компенсация недостаточно выраженных способностей и качеств определенными способами деятельности (7).

Описаны (там же) внутрисистемная компенсация за счет других профессиональных способностей и межсистемная компенсация за счет общих способностей. Например, при слабости и инеруности нервных процессов возникают компенсаторно высокая ориентировка, стремление к предвосхищению критических ситуаций, гибкость (там же).

Различают (7) социальную и деятельностную компенсацию. В первом случае речь идет о том, что люди с разными (но достаточно выраженными способностями) могут добиться социально равных достижений, приобретая одинаково высокий статус, но в разных видах деятельности. Эта компенсация дает основание говорить, что нет вообще неспособных людей и что каждый способен-по своему, хотя и в разной степени (7 с. 95,


98). Деятельностная компенсация возникает, когда люди имеют одинаковую эффективность в одночм и том же виде деятельности. Здесь возможны следующие виды компенсации: недостаток способностей компенсируется приобретаемыми знаниями и умениями, формированием типического стиля деятельности, другой способностью, более развитой. Если деятельность предъявляет жесткие требования, то полная компенсация, по мысли того же автора, вряд ли возможна, а если требования к деятельности человека не очень жесткие, то компенсация может быть достаточно полной, и тогда люди с разными способностями могут одинаково успешно (на среднем уровне) выполнять одну и ту же деятельность, хотя отсутствие некоторых способностей делает деятельность менее гибкой (там же).

В каждой профессии есть мало компенсируемые (ядерные, стержневые) психологические качества и более легко компенсируемые. Например, для учителя необходимым и с трудом компенсируемым качеством является гуманистическая ориентация на развитие личности взрослеющего человека (ученика), а педагогические способности, педагогические технологии могут при их отсутствии компенсироваться.

Компенсация может иметь бессознательный характер и различаться в зависимости от типа профессионала (11).

Вопросы компенсации достаточно остро стоят при наличии профессиональных заболеваний. Профессиональная заболеваемость не прямо связана с условиями труда, а существенно зависит от качеств психики человека. Профессиональные заболевания бывают вызваны не только объективными причинами — профессиональными вредностями, напряженными условиями профессиональной деятельности, но и слабой психической устойчивостью, низкой сопротивляемостью, плохой интегриро-ванностью психики человека, участвующего в труде и просто состоянием его здоровья, иммунной системы и т.д.

Профессиональная реабилитация осуществляется как возвращение больного человека (или инвалида) к общественно значимому труду с использованием специальных реабилитационных мероприятий. При профессиональных заболеваниях, как подчеркивают специалисты (см. 2 в 3.1, с. 35), большое значение имеют трудовая и медицинская реабилитация, целью которых является восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни до возможного оптимума в физиологическом, психологическом и профессиональном (трудовом) отношении. В реабилитацию больного, по мысли тех же авторов, входят: раннее и своевременное выявление начальных форм как профессиональных, так и непрофессиональных заболеваний, назначение


обоснованной терапии; временное или постоянное рациональное трудоустройство больного или полное освобождение его на определенный период от трудовой деятельности, учитывая функциональные возможности,'профессию, возраст, желание больного; трудотерапия, профессиональная реабилитация как обучение (переквалификацию) инвалида, заболевшего человека профессиям и видам труда, которые он может выполнять без ущерба для здоровья. Описывают (там же) виды реабилитации: медицинскую реабилитацию (лечение плюс трудотерапия), профессиональную реабилитацию (обучение и переучивание, переквалификацию), социально-трудовую реабилитацию (трудовое устройство человека), психологическую реабилитацию (восстановление желания работать).

Системная реабилитация направлена не только на восстановление трудовых функций человека, но и — главное — на восстановление сохранности целостной активной личности, то есть на психологическую реабилитацию. Нельзя упрощать реабилитацию и сводить ее лишь к восстановлению отдельных, функций или трудоустройству инвалида (9, с. 108). В ходе реабилитации важно не только избавить больного человека от его недугов, но и изменить к ним отношение как самого больного, так и окружающих лиц. «Важно не столько прибавить годы к жизни, сколько жизнь к годам» (цит. по 9, с. 108). Реабилитация направлена на реинтеграцию человека в обществе, восстановление (сохранение) личного, социального, профессионального статуса больного человека. Эти Проблемы не могут быть решены в отрыве от окружающей среды, прежде всего, социальной и профессиональной. Поэтому реабилитация включает ресоциализацию и репрофессионализацию. При этом обращается внимание (16) на восстановление адекватной трудовой направленности, трудовой установки, то есть смысловой соотнесенности главных мотивов личности с трудовыми действиями, операциями (16, с. 77). При нарушениях трудовой направленности отсутствует внутреннее целеполагание, смысловая связь мотивов трудиться и трудовых действий. При нарушениях профессиональной направленности уменьшается стремление восстанавливать или развивать свои профессиональные возможности. Задачей социально-трудовой реабилитации является восстановление трудоспособности и работоспособности, а задачей профессиональной реабилитации становится восстановление профессионализма. В ходе социально-трудовой реабилитации восстанавливается желание работать, а в ходе профессиональной реабилитации, по мысли тех же авторов, происходит возвращение имевшихся ранее утраченных навыков, профессионального статуса.


Подчеркивается целесообразность первичной реабилитации (восстановление трудовой направленности, внутренней мотивации к труду, трудовых навыков, овладение приемами саморегуляции, психотерапия трудом) и вторичной реабилитации (восстановление профессиональной мотивации, профессиональных навыков, использование опыта прежней профессиональной деятельности с дозированным увеличением профессиональных нагрузок).

Наряду со специально организованной трудовой и профессиональной реабилитацией происходит и «стихийная» (16, с.82) реабилитация, благоприятное влияние социального и профессионального окружения. Важно общение человека с людьми, имеющими позитивную трудовую направленность.

Все этапы трудовой и профессиональной реабилитации опираются на социальную и психологическую реабилитацию, восстановление и сохранение личности больного человека, его адекватной самооценки, желания сотрудничать с окружающими. В целом психологическая реабилитационная помощь может иметь этапы: профилактика, диагностика, психологическая коррекция, вторичная профилактика, реабилитация.

Показателем успешной трудовой и профессиональной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие. дискомфорта. Подчеркивается, что реабилитационная работа должна начаться как можно раньше, сразу после начала профессионального заболевания, пока не зафиксировались патологические варианты стабилизации жизнедеятельности (22). В случае, если профессиональное заболевание становится хроническим, у человека складывается новый патологический стереотип вместо прежних сохранных жизненных и профессиональных привычек. Поэтому важна активная ранняя реабилитация с акцентом на личность больного человека и возвращение его к трудовой и профессиональной направленности. Особенно важна социальная защита и реабилитация по отношению к тем людям позднего возраста, которые выработали свой трудовой ресурс, и к людям, оказавшимся лишними на рынке труда. В процессах компенсации и реабилитации велика роль активности личности самого человека, его стремление идти навстречу тем восстановительным мероприятиям, процедурам, которые ему предлагаются.


ПРОФЕССИОНАЛИЗМ У ВСЕХ
И У КАЖДОГО

3.5.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА,
ОБЩИЕ ДЛЯ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ.

Все люди, независимо от профессии, проходят в своем профессиональном становлении ряд похожих этапов, их профессиональное развитие обнаруживает общие в той или иной степени закономерности. Наметим некоторые общие тенденции профессионального развития. При этом мы принимали во внимание описанные в литературе данные изучения профессионализма и наши собственные исследования; отчасти высказанные ниже положения носят гипотетический характер.

— Становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Профессионал в человеке моложе личности и индивида. Так, вначале (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам труда), затем на их основе (чаще в школьном возрасте) возникают специальные способности (гуманитарные, технические и др.); позднее (обычно в юношеском возрасте) начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессии); в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в профессии).

— Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от про-


фессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность, а несостоявшийся профессионал — это нередко нерасцветшая или угасающаяся личность. В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности как: следование профессиональной этике, индивидуаль-ная социальная и экономическая ответственность, внутренний локус контроля (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельств); помехоустойчивость и конкурентноспособность, гибкость и оперативность, смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференци-рованной оценке уровня своего профессионализма и т.д.

— Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессов, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.

— Психологическое становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий: в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями; может преобразовы-ваться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности: перестраивается операциональная сфера при проявлении новых технологий,


«ноу-хау»; структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами — то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и др. Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе. Неучет этих динамичных процессов опасен для специалиста. Проигрывают в жизни те люди, которые пытаются упрямо применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведений несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

— Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогаща'я опыт профессии; который стремится и умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

— Становление названных качеств профессионала проходит ряд уровней, этапов, ступеней. Мы выделили выше эти вехи на пути к профессионализму. Подчеркнем еще раз, что их названия условны, они могут быть заменены. Главное, что мы хотели подчеркнуть — это качественные изменения профессионализма на отдельных этапах, которые можно изучать, формировать и шлифовать у себя и у другого человека, учитывать при аттестации и т.д.

Были выделены уровни: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм и послепро-фессионализм. Внутри уровней мы наметили этапы, на каждом из них начинается новое направление становления профессионала. Эти этапы не обязательно следуют друг за другом хронологически, каждый из них может длиться в течение свей жизни человека параллельно с другими этапами.

а) Этап адаптации, приспособления человека к профессии. Адаптация к профессии начинается уже в процессе профориентации, затем в ходе профессионального обучения и далее продолжается всю жизнь, ибо требования профессии к человеку


меняются и надо к ним приспосабливаться. На этапе адаптации человек осваивает правила, нормы, профессиональной деятельности и профессионального общения, что в целом образует 'как бы социальную (предметную и психологическую) профессиональную норму. Люди, обучаясь и работая в профессии, усваивают осознанно или интуитивно профессиограмму или эталонную модель успешного специалиста и на них ориентируются. Предметная профессиональная норма задана в левой части профессиограммы, где описан состав требуемой профессиональной деятельности. Социальная профессиональная норма также может быть заложена в левой части профессиограммы (характеристики кооперации труда и общения, принятые в профессии). Психологическая норма заложена в правой части профессиограммы, а именно в психограмме, где указываются желательные для данной профессии психологические качества.

Реально эталонная модель специалиста нередко усваивается фрагментарно. Это означает, что заданные извне нормы профессии (предметная профессиональная норма — требования к результату, способам труда; социальная профессиональная норма — требования к способам общения в профессии; психологическая профессиональная норма — необходимые психологические качества) осваиваются человеком не полностью. Человек может работать всю жизнь, так и не осознав в полной мере, каких результатов общество ожидает от его труда. Это — неполная адаптация человека к профессии. Более совершенная, полная адаптация имеет место в тех случаях, где человек не только четко осознает требования профессии и общества, но и гибко реагирует на эти изменения, перестраивает свою Деятельность в нужном направлении. Помощь в адаптации человека к профессии могут оказать специалисты, профессиональные психологи.

б) Однако профессионализм — это не только приспособление человека к профессии, но и приспособление профессии к человеку. Поэтому в качестве следующей вехи становления профессионала мы условно выделили этап самоактуализации человека в профессии. Думающий человек с самого начала трудовой деятельности и в течение жизни ищет пути реализации своих возможностей в профессии. Явно или неявно уже в ходе профессионального обучения начинается выработка индивидуальных критериев успешной работы для себя лично, определение уровня своих профессиональных притязаний, установление «планки» для себя. Совокупность этих индивидуальных мерок и критериев, выработанных человеком для себя лично, условно назовем индивидуальной профессиональной нормой. Для одних людей «планка» — это только хорошо заработать, для других — непременно реализовать себя в мастерстве, для


третьих — проявить себя в творчестве, для четвертых — все вместе взятое. В зависимости от индивидуального выбора предпочитаемых задач, устойчивых способов и стиля деятельности у специалиста могут складываться индивидуальные сочетания ПВК, что образует индивидуальный профиль специалиста (индивидуальный профиль способностей, индивидуальный моти-вационный профиль, индивидуальный эмоциональный профиль и тр.). Бывает, что человек не осознает своих возможностей в профессии, не находит приложения своих творческих возможностей, что означает неполную самоактуализацию в профессии. Помогать человеку не только осознать свою профессиональную норму, но и понять ее изменчивость, показывать человеку важность повышения своей индивидуальной «планки» (а на некоторых этапах возможно целесообразность и ее понижения с целью экономии расхода сил, гибкого перераспределения жизненных задач) — важная задача профессионального психолога. Индивидуальная профессиональная норма для человека не есть нечто застывшее и постоянное, это предмет непрерывного осознавания и перестраивания для думающего работника. Изменение своей индивидуальной «планки» означает шлифовку новых граней своего Я в профессии.

в) Этап гармонизации, уравновешивания человека с профессией происходит, на наш взгляд, при свободном владении профессией, когда человек осуществляет свою работу на уровне высоких образцов, выполняет ее мастерски. Пока это еще не творчество, ибо здесь человек реализует, прежде всего, разработанные до него в профессии рекомендации, инструкции, образцы, доводя их до блестящего выполнения (например, учитель использует разработки института повышения квалификации, методики передовых учителей и др.). Конечно, человек всегда вносит что-то свое и новое, иначе используя, комбинируя рекомендуемые ему приемы работы, но это еще не профессиональное творчество в строгом смысле как поиск и нахождение новых нестандартных способов выполнения профессиональной деятельности. Быть мастером в своем деле, хорошо владеть своим мастерством — это обязанность каждого человека, дело его профессиональной чести. Однако посмотрев вокруг, увидим довольно много людей, не обременяющих себя точным тщательным выполнением своего дела, не достигших мастерства в профессии. Стаж, как показал психолог С.Г. Вершловский на примере учителей, прямо не связан с мастерством. Молодому человеку в труде важно с самого начала поставить себе «планку» не ниже профессионального мастерства.

г) Этап преобразования, обогащения человеком ранее до него сложившегося опыта профессии (это новое нарушение


равновесия человека и профессии), что проявляется в форме творчества. Здесь человек пытается усовершенствовать что-то в профессии, внести творческий вклад в профессию, обогатить профессию, ее социальную или предметную норму. Не все люди реально хотят и могут подняться до творчества, но несомненно, что каждый здоровый человек может перед собой поставить такую задачу. Помочь человеку раскрыть его творческие возможности в профессии -—дело психолога, акмеолога, руководителя учреждения — управленца.

Внутри этапов мы определили ступени профессионализма, отличающиеся тем, какие именно виды профессиональной деятельности и профессионального общения здесь преобладают или какие новые задачи внутри одной и той же профессиональной деятельности человек реализует. Например, учитель на этапе адаптации может пройти несколько ступеней: от ступени «учитель-предметник» (преобладает обучающая деятельность, передача школьникам знаний в объеме программы) к ступени «учитель-диагност» (развита диагностическая педагогическая деятельность, изучение учащихся в ходе обучения). Ступени внутри этапов профессионализма были описаны нами выше.

На каждом этапе, ступени профессионализма к человеку предъявляются новые требования, что формирует у него специфические ПВК, их своеобразное сочетание. Возможно, что для каждого этапа профессионализма характерны свои профессиональные ошибки (мы наблюдали это в труде учителя, преподавателя). Для каждой профессии желательно, на наш взгляд, разрабатывать качественные психологические характеристики вех движения специалиста к профессионализму.-

— Становление профессионала происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной подсистемой (предмет, средства, условия труда) и социальной подсистемой (психологический климат в сотрудничестве, межличностные отношения). Всегда надо учитывать активность профессиональной среды, которая не ждет пассивно, пока человек ее освоит или преобразует, а сразу оказывает обратное влияние на человека. Это влияние может быть благотворным, позитивным, если обстановка в учреждении способствует творчеству, хороший психологический климат содействует развитию личности и индивидуальности; более того — профессиональная среда даже лечит, может стать хорошим психотерапевтом для личности. Влияние профессиональной среды может быть и отрицательным (экстремальные и неопределенные условия, шумы, вибрации, а также стрессы в отношениях, социальные роли, провоцирующие человека к неблаговидным поступкам, например, у


специалистов, имеющих власть над другими людьми и могущих злоупотреблять ей), вызывающим негативные сдвиги в психике, деформации и личности человека. Происходит выпадение положительных психологических качеств, утрированное развитие негативных качеств человека — специалиста. Психологи уже изучали и им предстоит далее выявлять — какие положительные психические качества являются наиболее развиваемыми, упражняемыми в данной профессии, а какие — наиболее поражаемыми, как это происходит в разных профессиях. Близкую задачу для своего самоанализа может поставить и каждый человек, задумываясь над тем, какие изменения произошли в его личности под влиянием профессиональной среды и как можно противостоять негативным воздействиям среды, если они есть.

— Возрастное становление профессионала происходит в контексте общих тенденций возрастного развития, которое описано выше. Так, каждый возрастной этап профессионального развития отличается качественным своеобразием; «профессиональный» возраст (зрелость человека как профессионала) может не совпадать с хронологическим, а также с психологическим возрастом; становление профессионала на возрастной шкале характеризуется неравномерностью его отдельных сторон; отдельные возрасты с ензитивны, наиболее чувствительны к разным видам профессиональной деятельности; существует возможность появления кризисов профессиональной деятельности в переходные периоды возрастного развития (от молодости к зрелости, от зрелости к пожилому возрасту); с возрастом усиливаются тенденции пластичности, компенсатор- ности в ходе развития профессионала. Каждому человеку желательно знать специфику профессиональной деятельности и общения в отдельных «взрослых» возрастах и тщательно готовить себя к решению профессиональных задач предстоящего возраста.

— Становление профессионала всегда несет на себе печать индивидуальности. Каждый из шагов продвижения к профессионализму разные люди проживают различно: по-разному приспосабливаются к профессии, неодинаково выражают себя в профессии, в разной степени стремятся и готовы к профессиональному мастерству и творчеству. Соответственно отличаются сочетания профессионально важных качеств (мотивационных побуждений, техник профессионального мышления, видов способностей), образуя неповторимые индивидуальные личностные профили ПВК. Индивидуальность может возрастать по мере роста профессионализма, особенно на этапах творческого освоения профессии. Индивидуализация профессиональной дея-


тельности и профессионального общения может иметь характер индивидуальных различий (непохожести людей друг на друга), может выражаться в наличии разных устойчивых индивидуальных стилей и, наконец, подниматься до индивидуального профессионального мировоззрения, нешаблонного понимания перспектив развития профессии, ее роли в обществе и т.д. Индивидуальные особенности всегда присутствуют у специалиста, но не всегда осознаются им. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции, шлифовки и совершенствования.

— Практическое освоение профессии (профессиональное обучение, повышение квалификации, профессиональный тренинг) несомненно требуют целостного видения труда в профессии во взаимосвязи его задач, средств, результатов и др. Вместе с тем профессиональное обучение может: использовать по-задачный (no-модульный) подход, когда поэтапно формируются разные виды профессиональной деятельности и общения в зависимости от их задач, применять no-ситуационный подход с отработкой различный типов профессиональный ситуаций, вариантов профессионального поведения при изменении профессиональных ситуаций; непременно учитывать личностный подход с последовательной отработкой необходимых ПВК для данной профессии. Продуктивны индивидуализированные программы профессионального обучения с учетом индивидуальной траектории продвижения специалиста к профессионализму.

В целом в становлении человека как профессионала проявля-ются с разной степенью выраженности противоречивые (амбив-алентные) тенденции. Обозначим некоторые из этих тенденций:

— противоречие зачастую между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон;

— противостояние порой результатов и процессов труда: результативный подход требует привлечения всех и любых средств (например, учитель для того, чтобы большинство учени-ков усвоило программу, прибегает к двойкам, вызову родителей); процессуальные критерии обращают внимание работников на необходимость избирательности и щепетильности при выборе средств, особенно в профессиях типа «человек-человек»; цель не всегда оправдывает средства, цель можно достигать не любым путем, выбор средств корректируется профессиональной этикой. С названным выше явлением связано несовпадение объективного результата и его психологической


цены для человека, когда, например, позитивный результат в виде высокой производительности труда сопровождается перегрузками для человека или, наоборот, психологическое обеспечение труда низкое и отстает от задач получения нужного результата;

— несовпадение в ряде случаев предметных, социальных эталонов, норм труда с индивидуальными нормами и критериями. Профессия требует выполнения принятых здесь правил труда и профессиональной среды, иногда жертв от человека, отдачи всех его сил, личного времени, а внутренние оценки человека подсказывают ему важность соизмерения своих возможностей с непосильными задачами. Индивидуальные способности, притязания человека могут провоцировать его либо обгонять, опережать принятые в профессии нормы, либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности труда;

— несогласованность становления разных видов компетентности (специальной, социальной, личностной, индивидуальной). Профессиональная компетентность (мастерство, знание дела) у конкретного человека может далеко опережать социальную компетентность (умение общаться), личностную компетентность (умение целенаправленно развивать себя) и др.;

— рассогласование темпов развития у отдельных людей мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности. Например, мотивы опережают способности и возможности — молодому человеку, казалось, бы надо адаптироваться, приспосабливаться к требованиям профессиональной среды, а ему хочется предложить что-то новое, скорее перейти к творчеству в профессии, при этом бывает так, что мотивы творчества, не имея крепких тылов мастерства, оказываются несостоятельными. Несовпадение мотивационной и операциональной зрелости специалиста наблюдается иногда, когда присутствует высокий профессионализм в плане владения новыми технологиями, а мотивационная сфера незрелая, ущербная, здесь специалист как бы технически подкован, но он — бездуховный, беспринципный человек, про эту Ситуацию говорят — техники есть, а духовности, «святости» нет;

— разная роль и степень выраженности процессов развития и компенсации у разных людей, а также у одного человека на разных этапах. Так, недостаток опыта в молодости компенсируется жизненными силами, дерзостью планов, а по мере старения отсутствие жизненных сил, снижение психических функций (памяти, внимания и др.) компенсируется приспособительными приемами для поддержания и даже усиления эффективности деятельности;


— неравномерность освоения отдельных действий и целостной структуры профессиональной деятельности, ПВК (см. 55 в 2.5, с. 87), что выражается в изменчивости показателей эффективности, немонотонности их роста на разных этапах освоения деятельности, наличии периодов угасания успешности, периодов относительного застоя и даже регресса, а также в неравномерности развития ПВК, реализующих профессиональную деятельность — сначала эффективность зависит от ПВК и других способностей, но по мере освоения профессиональной деятельности она стимулирует развитие профессиональных способностей, требует больших возможностей и более высоких уровней ПВК;

— противопоставление в сознании человека между стремлением к узкой специализации и потребностью узнавать что-то о смежных профессиях, овладевать близкими специальностями, быть универсалом;

— присутствие в психограмме некоторых профессий качеств, не сочетаемых в условиях обычной деятельности, что наблюдается в творческих, например, режиссерской профессии, и что в литературе обозначают как дискордантный профиль личности (см. 12 в 5.2);

— несовпадение порой проявлений у одного и того же человека психических качеств в профессиональной и в непрофессиональной сфере. Например, человек может быть импульсивен, несдержан в непрофессиональной сфере, но в профессиональной деятельности очень организован, аккуратен, выдержан; человек в профессиональной деятельности может генерировать новые идеи, а в жизни мыслить стереотипами (4).

— несогласованность ценностного отношения к себе в труде и к труду в себе (любить искусство в себе или себя в искусстве);

— противостояние у ряда людей дела и жизни, когда увлеченный профессией человек не уделяет внимания тому, что вне рамок профессии, ограничивает свое личностное пространство и как следствие испытывает неудовлетворенность;

— расхождение между усиливающейся конкурентностью на рынке труда, безработицей и умением части людей делать самостоятельные выборы в профессиональной сфере, быть готовым к ошибкам, уметь предложить себя как профессионала, раскрыть другим свои профессионал'ьным возможности; отмечается, что профессиональная квалификация человека — это его частная собственность и ее надо уметь предложить на рынке труда;

— неквалифицированное использование способов профессио-нальной деятельности некоторыми специалистами и учреж-


дениями идет в разрез с запросами общества, приводит к выпуску продукции низкого сорта, к получению результатов труда, не соответствующих современным стандартам качества, что в целом снижает уровень жизни общества.

Неучет подобных противоречивых тенденций в развитии отдельного человека может привести к профессиональным кризисам, сбоям, остановкам в развитии. Перед профессиональным \ психологом, оказывающим помочь специалисту в психологическом сопровождении его профессионального роста, стоит задача — помочь работнику сбалансировать эти противоречивые тенденции, например, соотнести задачи повышения производительности труда и самосохранения специалиста, увязать темпы развития мотивов и имеющихся у человека способностей

и др.

Каждому человеку также желательно осознавать противоречия, рассогласования в своем профессиональном развитии, чтобы вовремя найти из них конструктивный выход.

5.2. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ
ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ
ПРОФЕССИОГРАММ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ

Названные выше некоторые общие закономерности становления профессионал по-разному преломляются в различных профессиях. Специфичны предмет труда, его задачи, средства, условия и результаты в разных видах труда, соответственно будут различаться профессионально важные психологические качества, необходимые для труда в разных профессиях. В различных профессиях, повидимому, неодинаково легко и быстро могут проходить процессы от адаптации к мастерству и творчеству, проявляться индивидуализация труда, по-разному может складываться соотношение саморазвития и самосохранения и т.д.

Специфика профессионализма в разных профессиях наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель специалиста. В профессиограмме содержатся указания на нормативные характеристики деятельности работника (предмет, средства, результат труда и др.) и те профессионально важные психологические качества, которыми должен обладать работник для осуществления данного вида труда, что может, в свою очередь, быть основой для выявления* специфики труда в профессии, для сопоставления профессий. Не для всех профессий разработаны профессиограммы, хотя в литературе отмечается необходимость создания банка про-фессиограмм для решения многих-прикладных вопросов (про-


фессиональное обучение, профотбор, профессиональная аттестация и др.). Для ряда профессий описаны профессионально важные качества.

Наиболее разработаны профессиограммы рабочих и инженерных профессий. Так, профессиограмма оператора включает: общую характеристику профессии (распространенность, уровень технической сложности, общая и специальная подготовка); специальные характеристики профессии (например, режим труда и отдыха, характеристику системы, в которую включен человек); характеристики деятельности, условий и средств труда (например, задачи, приемы работы, действия и их особенности, рабочее место); психограмму (например, психофизиологические функции, восприятие, внимание, речь, скорость выполнения операций, быстрота навыков, требования к физической выносливости); заключение (возможности обучения, компенсации, тренируемости, а также противопоказания (28)).

Описан (см. 3 в 1.4) фрагмент аналитической профессиограммы начальника отдела кадров. В нее включены: операци-онно-технологическая структура профессии — профессиональные функции (например, прием на работу), профессиональные задачи (например, изучить документы поступающего на работу), нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач(например, нормативы юридические, квалификационные, медицинские); а также психологическая структура профессиональной деятельности — цели действий (например, оценить, спрогнозировать, информировать), психологическая характеристика действий (например, когнитивные, коммуникативные), психические и психофизиологические процессы, профессионально важные качества, обеспечивающие их протекание (например, мышление словесно-логическое, внимание устойчивое, эмоционально-волевая регуляция и др.).

Разработана и описана (45) профессиограмма правоохрани-тельной деятельности прокурорского работника (следователя, прокурора). Она включает три рубрики — основные особенности правоохранительной деятельности; для каждой особенности определены ведущие факторы профессиональной пригодности и соответствующие им качества личности; критерии профессио-нальной пригодности. Например; особенность деятельности

— правовая регламентация; фактор пригодности к ней — высокий уровень социализации личности; качества — например, правосознание, доминирование социально-значимых мотивов; критерии — показатели психодиагностических методик. Для другой особенности деятельности (экстремальный характер) указаны другие характеристики. Так, фактор пригодности к ней

— нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности;


качества — например, выносливость к длительно воздействующим психофизиологическим перегрузкам, устойчивость к стрессу, стенические типы реагирования в критических ситуациях; критерии — показатели наблюдений в сложной обстановке, данные при физических и психических перегрузках и т.д. (45, с.97-98). Разработана психологическая модель специалиста применительно к труду архитектора (см. 13 в 1.4).

В ряде психологических работ, хотя и не излагается развернутая профессиограмма, тем не менее описываются выявленные в исследованиях специфические качества человека разных профессий: характеристики профессиональной надежности космонавта (26) и летчика (18), характеристики деятельности в штурманском труде (49), работников торговли (25), сферы юриспруденции (53), особенности труда шофера (6), профессиональной инженерной деятельности (9), характеристики профессиональной деятельности экспертов (23) и т.д. Для построения профессиограммы научного работника имеют значение названные в литературе (44) показатели продуктивности его труда (число публикаций, частота цитирования данного автора, количество информации в работах данного ученого, величина экономического эффекта внедрения данной исследовательской работы в практику). Изучаются специфические качества практических психологов (13, 32), сопоставляются качества психологов и педагогов (31). Ведущими компонентами специальных способностей к профессиональной психологической деятельности называют (2): социальный интеллект и фасилитивность, что характеризует профессиональную направленность на другого человека как предмет познания и преобразования. Для практического психолога свойственна установка на преобразование поведения другого человека, на шлифовку поддерживающего стиля отношений с клиентом и др.

Выделен ряд особенностей профессиональной деятельности и специфика профессионально важных качеств работников правоохранительных органов (4). Для этих работников характерно, что круг их общения не имеет четких границ и охватывает все слои населения, что требует универсальных знаний, умений, навыков. Постоянное негативное общение с правонарушителями, оказывающее существенное психотравмирующее влияние на самочувствие сотрудника, вызывает значительные эмоциональные перегрузки. Задача, стоящая перед сотрудником — реконструировать поведение и деятельность подозреваемого человека на определенном отрезке времени и оформить этот документально — требует знания психологии, особенно если учесть, что люди стремятся запутать следствие, оказывают ему активное противодействие. Публичность исполнения профес-


сиональных действий сотрудника в присутствии зрителей, может помочь, но может и дезорганизовать его действия. Постоянная профессиональная бдительность может трансформироваться в излишнюю подозрительности, недоверие, придирчивость, проводить к представлению, что большинство граждан является нарушителями.

Описаны профессионально важные качества представителей актерской и режиссерской профессии. Так, названы (12) для актеров следующие преобладающие черты личности: экстра-вертированность, коммуникабельность, взрывной темперамент, наличие выраженной индивидуальности, высокая эмоциональная возбудимость и подвижность, способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию, сила чувств, заразительности, доверчивость к предлагаемым обстоятельствам. Для режиссерской профессии, по мысли того же автора, характерны: внутреннее сосредоточение, преобладание мыслительного типа высшей нервной деятельности, наличие выраженной индивидуальности, способность к анализу и синтезу (индукция и дедукция), приближение к эвристическому типу, пространственное видение и чувство композиции, образное осмысление мира, глубина мировоззрения. Общим для актеров и режиссеров, пишет тот же автор, является творческое воображение, свобода от шаблонов мышления, новаторство, инициативность («избегание традиций»), интуитивно-поисковый характер творческой деятельности, умение по-детски просто и наивно смотреть на мир как черта художественного «пралогического» мышления.

В других работах (52) описаны некоторые близкие особенности актерской одаренности: богатство человеческой личности, эмпатия, активная жизненная позиция, заразитель-ность, сценическое обаяние, быстрая переключаемость нервных процессов, интуиция, внешняя и внутренняя культура, наивность и детскость, музыкальность, творческая инициативность, готовность к работе, способность самостоятельно и оригинально мыслить. В группе признаков менее ценных, но желательных в той же работе отмечены: жизненный опыт, наблюдательность, способность к одиночеству, трудолюбие, чувство юмора, эмоциональная и мышечная память, своеобразие биографии. У каждого актера бывают выражены не все эти способности, а только некоторые из них, что определяет актерское амплуа, индивидуальность и неповторимость человека.

В последние годы правомерно усилился интерес к психологии профессиональной деятельности предпринимателя. Если предприниматель идеологию своей профессиональной деятельности строит на основе доктрины «просвещенной выгоды», когда интересы бизнеса неразрывно связаны с общим благо-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: