Явления в области перцепции. Нарушения восприятия

О нарушениях процессов восприятия можно вес­ти речь в тех случаях, когда субъективный образ вос­приятия не идентичен по основным признакам обра­зу воспринимаемому. Подобные нарушения могут носить характер:

ситуативных явлений, обусловленных складывающей­ся на данный момент времени ситуацией или теку­щим психическим состоянием человека;

патологических нарушений, вызванных различными поражениями коры головного мозга и подкорковых структур (рис. 2.11).

Характер перцептивных искажений
  1 г     г
Ситуативные явления   Патологические на рушен ия
, г ' Г   4 i
Иллюзии Галлюцинации   Агнозия Дереализация
У    
Апперцепция

Рис. 2.11. Основные виды перцептивных искажений

К искажениям первого типа относят различного рода иллюзии, апперцепцию, галлюцинации, ко вто­рым - агнозию, дереализацию.

Иллюзии (лат. illusio - ошибка, заблуждение) - это искаженное отражение действительности при вос­приятии реальных объектов и их отдельных свойств. Природа иллюзий может быть различной:

физическая (например, ложка в стакане с водой ка­жется изломанной на границе поверхности воды);

физиологическая (например, если слегка надавить паль­цем глазное яблоко сбоку, то предмет, на который на­правлен взгляд, раздваивается);

психологическая (например, на фоне человека высоко­го низкорослый воспринимается еще меньшим, чем это есть на самом деле).

По совокупности различных причин иллюзии иног­да подразделяются на:

зрительные (реальные объекты предстают в некой фантастической форме);

вербальные (искажения слов и их смысла восприни­маются человеком как адресованные лично ему);

видимого движения (стробоскопического, индуциро­ванного и автокинетического, при котором неподвиж­ная точка в темноте кажется находящейся в хаотичес­ком движении);

аффективные (возникают в состоянии сильного пси­хического возбуждения);

оптико-геометрические (состоят в кажущемся иска­жении метрических соотношений компонентов объек­та);

установочные (возникают под воздействием внешне­го внушения) (рис. 2.12).

Иллюзии восприятия окружающей среды
      ' Г   ' г г
Зрительные Видимого движения   Оптико­ геометрические
  г ' 7. -  
  Вербальные Аффективные Установочные

Рис. 2.12. Виды иллюзий

Иллюзорное восприятие возникает как у психи­чески здоровых людей, так и у людей с расстрой­ствами нервной системы. Основа их лежит в психо­логических механизмах восприятия окружающей сре­ды. Так, согласно статистике, автомашины светлых цветов сталкиваются друг с другом в 6,1% от всех других происшествий подобного рода (для сравнения: 61,3% столкновений — между машинами темных цветов и 32,6% — между темными и светлыми). Это связано с тем, что светлые машины создают ил­люзию их дистанционной близости, а темные увели­чивают субъективную дистанцию и притупляют бди­тельность водителя.

Для объяснения иллюзий нет единой теоретичес­кой основы. По мнению Г. Гельмгольца, «вину» за их появление должен взять на себя механизм, отвечаю­щий за формирование свойства константности вос­приятия (строение глаза, особенности кодирования сигналов и др.). В самом общем виде можно предпо­ложить, что иллюзии вызываются различием в субъек­тивной потребности человека проверять признаки воспринимаемых объектов, появляющихся с различ­ной вероятностью, на их реальность, объективность. Так, признаки с высокой вероятностью появления проверяются человеком слабее («а, что их прове­рять!»), чем маловероятные события («э-э-э-э, здесь что-то не так!»). Вот здесь-то и подстерегает опас­ность ошибочного восприятия.

В частных случаях иллюзионное восприятие объяс­няют:

аффективными состояниями индивида, вызываемы­ми тревогами и страхами (например, за причудливы­ми формами растений ночного леса могут мерещить­ся недружелюбно настроенные фигуры каких-то су­ществ);

различиями в восприятии вертикальных и горизон­тальных линий объекта (на рис. 2.13, а вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных из-за того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий);

явлением переноса размеров площади на длину сто­рон (на рис. 2.13, б стороны фигур воспринимаются как неравные из-за различия площадей фигур);

явлением соотношения частей и целого (на рис. 2.13, в верхняя линия кажется длиннее нижней из-за соотно­шения самих линий и стрелок);

эффектом контраста объектов, возникающим из-за вли­яния окружения, в котором находится воспринимае­мый объект (на рис. 2.13, г один и тот же круг среди больших кругов кажется меньше, чем среди малых).

б

Рис. 2.13. Зрительные иллюзии

г

а

6

Апперцепция - явление, характеризующее обуслов­ленность восприятия личностными особенностями человека, его прошлым опытом, мотивацией и направ­ленностью. Образ восприятия при этом может зави­сеть даже от чувства юмора. В этой связи один и тог же реальный объект может отражаться в сознании разных людей по-разному. Как говорят, оптимист смот­рит в лужу и видит отражение звезды, пессимист же в этой же луже видит только грязь. Очевидно, что один субъект восприятия окажется ближе к адекват­ному отражению реальности, а другой воспринимает ее с большими искажениями.

Примером апперцепции может служить опыт кинорежиссера Н. Кулешова, который снял на кино­пленку абсолютно нейтральное, равнодушное, ничего

не выражающее мужское лицо, а затем смонтировал его в трех отдельных фрагментах - с гробом, тарел­кой супа на столе и играющим ребенком. При про­смотре фрагментов зрители воспринимали лицо как выражающее либо горе, либо голод, либо отцовскую любовь. Налицо субъективное искажение в восприя­тии реальности.

Апперцепция бывает двух видов:

личностная - зависит от относительно устойчивых характеристик личности (холерик воспринимает вре­мя не так, как флегматик);

ситуативная - зависит от текущих психических со­стояний индивида (эмоциональные состояния различ­ной полярности по-разному влияют на восприятие времени).

Галлюцинации (лат. hallucinatio - бред, видение) - искажение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств. Галлюцинации есть следствие непроизвольного проецирования образов вовне с четким видением их формы, места располо­жения в пространстве и состояния. Причем пережи­вания этих образов происходят с той же интенсивно­стью, как если бы они существовали в реальности.

Иногда галлюцинации относят к непроизвольным формам воображения на том основании, что реаль­ный объект восприятия отсутствует. Однако образы воображения традиционно относят к продуктам твор­ческой деятельности. Впрочем, эти точки зрения не изменяют психической сущности явления галлюци­нации.

С позиций деятельностной модели формирова­ния образов факт появления галлюцинаций - это следствие видения исключительно собственной пер­цептивной гипотезы из-за переутомления, болезни, ис- гощения организма и т.п. Если, например, в силу ка­ких-то неблагоприятных обстоятельств человек ока­зался в одиночестве среди песчаной пустыни и ис­пытывает мучительную жажду, то в его сознании воз­никает обманчивый образ источника питьевой воды.

В основу классификации галлюцинаций поло­жены различные признаки: вид сенсорной системы, связь с реальными объектами, моменты и место по­явления, характер провоцирования (рис. 2.14).

Наибольшее разнообразие галлюцинаций прису­ще основанию вида сенсорности. Зрительные галлю­цинации проявляются в появлении природных яв­лений (человек может «видеть» лесной пожар или водную поверхность, находясь в центре огромного пес­чаного региона; он может рассматривать собственное изображение (своего «двойника») в статике или в движении). Слуховые галлюцинации заставляют человека реагировать на несуществующий, но тревож­ный для него шум надвигающегося с огромной скоро­стью урагана, на голоса, якобы произносящие его имя. Кожные галлюцинации порождают ложные ощуще­ния холода, болевого прикосновения. Обонятельные галлюцинации могут вызывать рвоту из-за резкого неприятия запаха совершенно непахучего пищевого продукта.

По признаку связи с реальными объектами вы­деляют галлюцинации реальной и абстрактной си­туации. Первые появляются исключительно в связи с объектами, присутствующими в данный момент (на­ходящийся ночью в древнем замке человек, испыты­вающий страх одиночества, отчетливо слышит шаги в соседней комнате). Вторые не связываются с ка­ким-то реальным объектом, а проявляются как бы из­нутри (характерный шум в голове рисует картину полета в межпланетном пространстве).

Рис. 2.14. Виды галлюцинаций

Увязка галлюцинаций с моментом и местом их появления приводит к выделению висцеральных (име­ющих отношение к внутренним органам человека) и гипнагогических типов. Первые дают ощущения нали­чия в собственном организме посторонних неживых и живых объектов («в желудке квакают лягушки», лжеощущение своей беременности у женщин). Вто­рые появляются непосредственно перед моментом засыпания или сразу после пробуждения при за­крытых глазах (собственный «постоянный канал спортивных новостей», дурачащиеся чудовища и т.п.).

По характеру провоцирования выделяют внушен­ные и функциональные галлюцинации. Первые появ­ляются под влиянием постороннего или собственно­го психического воздействия (в трансовых состояни­

ях человеку можно навязать практически любую гал- люцинационную картину). Вторые появляются под влиянием реальных раздражителей различной приро­ды и «живут» только во время их непосредственного воздействия (видения ушедшего из жизни близкого человека, как только в полночь слышатся куранты, и это продолжается исключительно в период их боя).

Агнозия — явление заключается в трудности уз­навания объектов различной природы из-за потери способности анализировать и обобщать поступаю­щую информацию (при сохранности простейших сен­сорных - зрительных, слуховых и тактильных - функций).

Это расстройство проявляется в том, что человек не в состоянии объективно оценить свой рост, вели­чину ног и рук, плохо воспринимает, откуда они рас­тут. Порой ему кажется, что у него абсолютно отсут­ствуют отдельные части тела или, наоборот, их раз­меры стали слишком большими. Правда, способность самоконтроля при этом не теряется полностью и мысли возвращают ему реальность собственного бы­тия. Но стоит человеку «погрузиться в себя», как сим­птомы агнозии возвращаются вновь.

С точки зрения тех последствий, к которым при­водит данное расстройство, выделяют следующие раз­новидности агнозии:

микропсия (явление восприятия объектов в их умень­шенном виде);

макропсия (восприятие размеров объектов в преуве­личенном виде);

полиопсия (восприятие одного объекта в «размножен­ном» виде);

оптическая аллестезия (восприятие неподвижных объектов подвижными даже в том случае, если они не предназначены для перемещения);

«оптическая буря» (восприятие объектов, несущихся прямо на человека);

пространственный симптом (по мере прохождения по комнате стены сужаются или раздвигаются, потолок снижается и т.д.) (рис. 2.15).

Рис. 2.15. Разновидности агнозии

Дереализация — расстройство восприятия, про­являющееся в том, что человеку все окружающее (люди, животные, дома и т.п.) кажется отчужденным от натурального мира, неестественным, нереальным, словно нарисованным кем-то. Человек может лишаться возможности узнавать себя в зеркале. Подобным де­фектам восприятия могут подвергаться все сенсор­ные системы, включая и восприятие времени. При этом вполне осознается тот факт, что это лишь вос­приятие, но не действительность.

Разновидностью дереализации является потеря человеком на короткое время (на несколько секунд) способности узнавать давно знакомые объекты. На­пример, на знакомой улице вдруг на короткое время теряется ориентировка, как будто все это видится впер­вые. Или, что еще удивительнее и хуже объяснимо, человек на такое же время «узнает» улицу (дом, пред­мет и др.), на которой никогда не находился. У здо­ровых людей подобные явления могут проявляться в период сильной усталости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: