Тема: Основные категории этики
и нравственная аксиология (2 часа; коллоквиум)
План:
1. Формирование представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики.
2. Свобода и нравственность: борьба противоположностей или органическая взаимосвязь?
3. Проблема справедливости: история постановки и современные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости.
4. Этическое содержание и правовые аспекты понятий совести, долга, чести и достоинства.
5. Проблема нравственных ценностных приоритетов и задачи совершенствования права в современной России.
Задания для подготовки к коллоквиуму:
1. Продумать материал лекции по основным категориям и нравственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве.
2. Проанализировать рекомендованные лектором источники, касающиеся категориального и ценностного уровней этики.
3. Ознакомиться и прокомментировать работу: Фромм Э. Духовная сущность человека, способность к добру и злу // Философские науки. 1990. № 8.
4. Продумать и прокомментировать следующие изречения:
— «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит).
«Честь — это награда, присуждаемая за добродетель»
— (Аристотель).
— «... Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие. Злом. называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание.» (Д. Локк).
— «Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Ф. Бэкон).
— «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро).
— «. Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга.» (И. Кант).
— «Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах).
— «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л. Н. Толстой).
— «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного» (В. С. Соловьев).
— «Подлинный оптимизм. состоит в стремлении к осознанному идеалу.» (А. Швейцер).
Основная литература: Профессиональная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Артемова. М.: Проспект, 2014.
Дополнительная литература: 1)Разин А. В. Этика: учебник для вузов. М.: Академ. проект, 2012; 2) Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1984; 3) История этических учений: учебник / под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003; 4) Артемов В. М. Свобода и нравственность. М.: Канон+, 2007.