Практическое занятие № 4

Тема: Основные категории этики

и нравственная аксиология (2 часа; коллоквиум)

План:

1. Формирование представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики.

2. Свобода и нравственность: борьба противоположностей или органическая взаимосвязь?

3. Проблема справедливости: история постановки и современ­ные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости.

4. Этическое содержание и правовые аспекты понятий совести, долга, чести и достоинства.

5. Проблема нравственных ценностных приоритетов и задачи со­вершенствования права в современной России.

Задания для подготовки к коллоквиуму:

1. Продумать материал лекции по основным категориям и нрав­ственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве.

2. Проанализировать рекомендованные лектором источники, ка­сающиеся категориального и ценностного уровней этики.

3. Ознакомиться и прокомментировать работу: Фромм Э. Духов­ная сущность человека, способность к добру и злу // Философские нау­ки. 1990. № 8.

4. Продумать и прокомментировать следующие изречения:

— «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит).

«Честь — это награда, присуждаемая за добродетель»

— (Аристотель).

— «... Вещи бывают добром и злом только в отношении удоволь­ствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие. Злом. называем то, что способно при­чинить нам или увеличить какое-нибудь страдание.» (Д. Локк).

— «Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать воз­можностью давать его другим — еще большее» (Ф. Бэкон).

— «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро).

— «. Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга.» (И. Кант).

— «Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах).

— «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л. Н. Толстой).

— «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в ис­полнении должного» (В. С. Соловьев).

— «Подлинный оптимизм. состоит в стремлении к осознанному идеалу.» (А. Швейцер).

Основная литература: Профессиональная этика: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Ар­темова. М.: Проспект, 2014.

Дополнительная литература: 1)Разин А. В. Этика: учебник для вузов. М.: Академ. проект, 2012; 2) Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1984; 3) История этических учений: учебник / под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003; 4) Артемов В. М. Свобода и нравственность. М.: Канон+, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: