Основное управленческое отношение

Организационное поведение работников психологически про­является как их отношение к той фирме, где они работают. Оно, как правило, персонифицировано,поскольку переносится на конкретных представителей организационной власти. Именно от высшей администрации в первую очередь и зависит, как им работается в организации. Поэтому отношение высшей администрации к работникам является исходной причиной того или иного их поведения. Отсюда следует главныйуправленческий закон: как выс­шая администрация относится к работникам, так и работники относятся к организации.

В организации всегда сталкиваются, так или иначе, два типа отношений к работникам: инструментальное и ценностное. Инструментальное отношение характерно для управляющих высшего звена, а цен­ностное закодировано в требованиях и ожиданиях управляемого персонала. Эта двоякая система - управляющая и управляемая - имеет противоположные полюсы, которые создают определенную психологическую дистанцию «мы — они». В этом противопоставле­нии и заключается морально-психологический смысл противоречия «управляющие - управляемые». [7, стр.64]

Для определения основного управленческого отношения, характерного для руководящего состава анализируемой организации, был использован метод опроса. Структура опросника и шкала оценивания – аналогичны тем, что использовались при анализе социокультурного образа организации.

Таблица 6 Определение основного управленческого отношения

Вопрос Варианты/Балл Ответ
Отношение «заинтересовать работника»
  Позволяют ли Вам проявлять инициативу на рабочем месте? Да - 1 Нет – 0  
  Руководство в большинстве случаев старается раскрыть важность выполнения того или иного задания своим подчиненным, чтобы вызвать у них интерес. Да - 1 Нет – 0  
  Советуется ли с вами руководство по поводу возникших проблем? Да - 1 Нет – 0  
  Существует ли на Вашем предприятия премиальная система оплаты? Да - 1 Нет – 0  
  Я знаю, какие новее проекты готовятся руководством к реализации? Да - 1 Нет – 0  
  Я беру дополнительную работу на дом ради интереса? Да - 1 Нет – 0  
  Считаете ли вы, что ваши работодатели вас заинтересовывают? Да - 1 Нет – 0  
  Я доведу начатое дело до конца, потому что мне интересен результат. Да - 1 Нет – 0  
  Я стремлюсь узнать все детали проекта, участие в котором я принимаю, а не только отдельные его части. Да - 1 Нет – 0  
  Я стремлюсь быть задействован в как можно большем объеме работ в пределах деятельности компании. Да - 1 Нет – 0  
  Итого:    
Отношение «заставить работника»
  Ощущаете ли вы свободу права выбора на рабочем месте? Да - 1 Нет – 0  
  Я боюсь наказания со стороны начальника в случае невыполнения, или недолжного выполнения порученной мне работы. Да - 1 Нет – 0  
  Присутствует ли у вас на рабочем месте чувство постоянного контроля за вами? Да - 1 Нет – 0  
  Ваш начальник частенько прибегает к угрозам для того, чтобы побудить вас к деятельности. Да - 1 Нет – 0  
  Выдавая очередное задание, руководитель, как правило, не осведомляется об уровне моего интереса к данному виду работы. Да - 1 Нет – 0  
  Я считаю, что использование такого метода стимулирования работников, как «запугивание» намного эффективнее, чем «повышение интереса. Да - 1 Нет – 0  
  Прибегает ли ваше руководство к таким способам влияния, как намек на увольнение, лишение каких- либо полномочий и т.д.? Да - 1 Нет – 0  
  Считаете ли вы допустимым добиться от человека любым способом того, что нужно вам, даже без его желания? Да - 1 Нет – 0  
  Если вы не успеваете выполнить задание, то берете его домой, боясь получить «нагоняй» за его невыполнение. Да - 1 Нет – 0  
  Для стимулирования работников руководство использует прием «публичного» наказания. Да - 1 Нет – 0  
  Итого:    
Отношение «вера в способности»
  Выполняете ли вы операции, которые в дальнейшем не подвергаются контролю? Да - 1 Нет – 0  
  Дают ли вам нестандартные задания? Да - 1 Нет – 0  
  Доверяют ли вам, если однажды вы уже допустили оплошность? Да - 1 Нет – 0  
  Вам начальник доверяет сложные задания? Да - 1 Нет – 0  
  Непосредственные исполнители должны привлекаться к участию в принятии решений руководства. Да - 1 Нет – 0  
  Часто ли сотрудники нижестоящих должностей замещают вышестоящих? Да - 1 Нет – 0  
  Вам руководитель доверяет также, как вы ему? Да - 1 Нет – 0  
  Доверяют ли вам коллеги выполнение заданий при нехватке времени? Да - 1 Нет – 0  
  Изначально каждый человек способен исправить свои ошибки. Да - 1 Нет – 0  
  Каждый человек наделен различными способностями, но не каждый их достаточно реализовывает Да - 1 Нет – 0  
  Итого:    
Отношение «блокировка способностей»
  Вы чаще всего выполняете однотипную работу? Да - 1 Нет – 0  
  Вы выполняете работу только в пределах своей компетенции? Да - 1 Нет – 0  
  Отправляют ли вас когда-нибудь на развивающие семенары и курсы повышения квалификации? Да - 1 Нет – 0  
  Приходилось ли вам представлять интересы фирмы? Да - 1 Нет – 0  
  Даже если ваш руководитель убежден в вашей более глубокой компетенции, он настоит на своей точке зрения. Да - 1 Нет – 0  
  Если человек обладает способностями, выходящими за рамки его должностных обязанностей, то это бесполезные способности для организации. Да - 1 Нет – 0  
  Приветствуется ли большая осведомленность сотрудников о делах фирмы? Да - 1 Нет – 0  
  Если человек совершил оплошность, ему не следует больше доверять. Да - 1 Нет – 0  
  Считаете ли вы, что вы не реализуете свои способности на рабочем месте? Да - 1 Нет – 0  
  Считаете ли вы, что руководитель может хуже разбираться в каких-либо областях деятельности фирмы, чем его подчиненный? Да - 1 Нет – 0  
  Итого:    

Согласно полученным данным составляем графическую модель основного управленческого отношения (Рисунок 3).

Из данной модели видно, что в основном в управленческом отношении руководство опирается на оптимизацию интереса работников, верит в способности каждого члена коллектива.

Применительно к реальной ситуации в организации, следует отметить, что мотивирование работников, с учетом индивидуальных особенностей каждого, как таковое на предприятия отсутствует. Руководители не особенно заботятся о мотивации персонала, все внимание сосредоточено на получении результата, а вот вопрос за счет чего, или с помощью чего достигнуть желаемого результата – это они упускают из вида.

Также следует отметить, что в качестве стимула используется только материальное вознаграждение. О перспективах карьерного роста, каких-либо иных нематериальных стимулах, опять же, речи не идет. Все это не позволяет раскрыть творческий потенциал специалистов, повысить интерес к работе, что отрицательно сказывается на эффективности деятельности предприятия.

 


Рисунок 3 Графическая модель основного управленческого отношения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: