Мотивация является одной из основных функций топ-менеджера, руководителя. Именно поэтому, необходимо учитывать мотивационные предпочтения работников.
Для выявления мотивационных предпочтений работников предприятия, как и при анализе двух предыдущих пространств управления, был использован метод опроса. Структура опросника и шкала оценивания – аналогичны ранее используемым.
Таблица 7 Определение мотивационных предпочтений
№ | Вопрос | Варианты/Балл | Ответ |
Мотивационное предпочтение «творческий интерес» | |||
Самореализация на работе для Вас намного важнее, чем материальное вознаграждение. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Речь о творчестве может идти лишь в том случае, когда обсуждают профессию актера, художника и т.д. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я могу надолго задержаться на работе, если разрабатывается привлекательный для меня проект | Да - 1 Нет – 0 | ||
Меня будут преследовать мысли о работе, пока не доведу интересующее меня задание до конца. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я часто творчески проявляюсь на рабочем месте. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Согласны ли вы с утверждением «рабочее место – не место для творчества»? | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я готов применить все свои знания и навыки для успешного завершения проекта. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я готов работать ради денег, даже если работа не позволяет раскрыть мой творческий потенциал. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Вы чаще всего беретесь за нестандартные задачи? | Да - 1 Нет – 0 | ||
Довольно значимая часть моих духовных потребностей реализуется на рабочем месте. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Итого: | |||
Мотивационное предпочтение «денежный интерес» | |||
Деньги, и только деньги определяют мое нынешнее место работы. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я буду делать дополнительную работу, если мне будут за это платить. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Для меня не так важно, как я отношусь к заданию, лишь бы за работу заплатили. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Если мне предложат более высокооплачиваемую работу, то я уйду с прежней, даже если она мне нравилась. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я понимаю тех людей, которые работают ради денег. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Каждый раз при выборе задания я оцениваю его стоимость, а не объем. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Карьерная лестница может «обрушиться», творческий потенциал «вспыхнет и погаснет», служебный долг – эфемерное понятие, а вот деньги – это реальное подтверждение моей работы, это то, что останется со мной при любых обстоятельствах. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Размер з/п и объем выполняемой работы – понятия, которые находятся в прямой зависимости. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я знаю цену своему труду. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я не работаю во внерабочее время, т.к. знаю, что за это мне не заплатят. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Итого: | |||
Мотивационное предпочтение «карьерный интерес» | |||
Карьера для меня ведущий мотивационный фактор. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Ради карьерного роста я могу «пойти по головам», пренебрегая межличностными отношениями. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Затягивает ли вас работа до такой степени, что вы можете забыть о семейных проблемах? | Да - 1 Нет – 0 | ||
Планируете ли вы свое дальнейшее продвижение по службе? | Да - 1 Нет – 0 | ||
Уделяется ли внимание карьерному росту сотрудников со стороны фирмы? | Да - 1 Нет – 0 | ||
В будущем я планирую стать руководителем фирмы. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я интересуюсь работой, выполняемой людьми более высоких должностей? | Да - 1 Нет – 0 | ||
Вышестоящая должность связана с ответственностью, которую я готов взять на себя. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Карьера требует больших затрат времени и усилий. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Наиболее компетентные руководители в процессе развития проходят все ступени карьерного роста, начиная с самой низкой. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Итого: | |||
Мотивационное предпочтение «служебный долг» | |||
Я знаю все свои должностные обязанности. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я обязан делать все, что требует начальство. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я выполняю абсолютно всю свою работу, потому что считаю, что так и должно быть. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Инициатива и служебный долг – понятия не совместимые. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я возьмусь доделать работу во внерабочее время, так как в противном случае я не исполню свои служебные обязанности. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Меня мучают проблемы, возникшие на работе, даже дома. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Мне кажется, что руководитель должен ценить тех, кто предан своей работе. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Девиз моей деятельности – «служебный долг превыше всего»! | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я довожу начатую работу до конца. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Я чувствую ответственность за выполняемую мной работу. | Да - 1 Нет – 0 | ||
Итого: |
Согласно полученным данным строим графическую модель мотивационных предпочтений (Рисунок 4):
|
|
|
|
Рисунок 4 Графическая модель мотивационных предпочтений
Видно, что все мотивационные предпочтения можно разделить на: творческий, денежный, карьерный интересы и служебный долг.
В первом случае «мотивационное ядро» обнаруживается в стремлении работника к творческой самореализации. Он ценит в работе возможность реализовать свои способности, всесторонне использовать знания, получить удовлетворение от профессионального роста. Для него важно прежде всего социальное признание его профессиональных успехов. И если этого не происходит, он начинает испытывать чувство разочарования.
Во втором случае «мотивационное ядро» проявляется у работника в чувстве долга по отношению к работе. Такой работник может особенно болезненно переживать несправедливое отношение к себе со стороны высшего руководства: ведь он отдает всего себя организации, а ее руководители не ценят в нем преданного сотрудника. У. него может быть особенно горькое разочарование.
В третьем случае «мотивационным ядром» работника может быть обеспечение достатка самому себе. Он работает откровенно ради денег, чтобы удовлетворить свои потребности и потребности своей семьи. Такая прагматическая ориентация подогревает в нем чувство несправедливости, если его недооценили и недоплатили, и он может даже выступить на защиту своих законных прав. Однако он может и терпеть унижения «за хорошие деньги».
|
|
В четвертом случае «мотивационным ядром» работника является карьерный интерес. Он работает, чтобы выстроить себе деловую карьеру либо в этой организации, либо в другой, если в этой не получится. И если он понимает, что «в этой» не получается, то тогда он может использовать ее в своих личных интересах: будет работать в ней, пока все «не выжмет для себя». Поэтому до поры до времени он может быть не очень чувствительным к несправедливым оценкам и даже глух к ним: ему важно продержаться в организации столько, сколько необходимо для накопления профессионального опыта. [7, стр.94]
В зависимости от этих мотивационных предпочтений и проявляется поведение работника в организации.
Из данных модели видно, что доминирующими мотивационными предпочтениями сотрудников являются творческий и карьерный интересы.
Сфера деятельности анализируемой организации – реклама. Такие понятия, как творческий полет мысли, нестандартное видение решения проблемы, креатив – неразрывно связаны с ней.
Отсюда следует вывод, что желательными мотивационными предпочтениями в коллективе должны быть творческий интерес и служебный долг (как основа реализации творчества на практике), что соответствует модели «Б» на графической интерпретации мотивационных предпочтений (рисунок 4).