Мотивационные предпочтения организационного поведения

Мотивация является одной из основных функций топ-менеджера, руководителя. Именно поэтому, необходимо учитывать мотивационные предпочтения работников.

Для выявления мотивационных предпочтений работников предприятия, как и при анализе двух предыдущих пространств управления, был использован метод опроса. Структура опросника и шкала оценивания – аналогичны ранее используемым.

Таблица 7 Определение мотивационных предпочтений

Вопрос Варианты/Балл Ответ
Мотивационное предпочтение «творческий интерес»
  Самореализация на работе для Вас намного важнее, чем материальное вознаграждение. Да - 1 Нет – 0  
  Речь о творчестве может идти лишь в том случае, когда обсуждают профессию актера, художника и т.д. Да - 1 Нет – 0  
  Я могу надолго задержаться на работе, если разрабатывается привлекательный для меня проект Да - 1 Нет – 0  
  Меня будут преследовать мысли о работе, пока не доведу интересующее меня задание до конца. Да - 1 Нет – 0  
  Я часто творчески проявляюсь на рабочем месте. Да - 1 Нет – 0  
  Согласны ли вы с утверждением «рабочее место – не место для творчества»? Да - 1 Нет – 0  
  Я готов применить все свои знания и навыки для успешного завершения проекта. Да - 1 Нет – 0  
  Я готов работать ради денег, даже если работа не позволяет раскрыть мой творческий потенциал. Да - 1 Нет – 0  
  Вы чаще всего беретесь за нестандартные задачи? Да - 1 Нет – 0  
  Довольно значимая часть моих духовных потребностей реализуется на рабочем месте. Да - 1 Нет – 0  
  Итого:    
Мотивационное предпочтение «денежный интерес»
  Деньги, и только деньги определяют мое нынешнее место работы. Да - 1 Нет – 0  
  Я буду делать дополнительную работу, если мне будут за это платить. Да - 1 Нет – 0  
  Для меня не так важно, как я отношусь к заданию, лишь бы за работу заплатили. Да - 1 Нет – 0  
  Если мне предложат более высокооплачиваемую работу, то я уйду с прежней, даже если она мне нравилась. Да - 1 Нет – 0  
  Я понимаю тех людей, которые работают ради денег. Да - 1 Нет – 0  
  Каждый раз при выборе задания я оцениваю его стоимость, а не объем. Да - 1 Нет – 0  
  Карьерная лестница может «обрушиться», творческий потенциал «вспыхнет и погаснет», служебный долг – эфемерное понятие, а вот деньги – это реальное подтверждение моей работы, это то, что останется со мной при любых обстоятельствах. Да - 1 Нет – 0  
  Размер з/п и объем выполняемой работы – понятия, которые находятся в прямой зависимости. Да - 1 Нет – 0  
  Я знаю цену своему труду. Да - 1 Нет – 0  
  Я не работаю во внерабочее время, т.к. знаю, что за это мне не заплатят. Да - 1 Нет – 0  
  Итого:    
Мотивационное предпочтение «карьерный интерес»
  Карьера для меня ведущий мотивационный фактор. Да - 1 Нет – 0  
  Ради карьерного роста я могу «пойти по головам», пренебрегая межличностными отношениями. Да - 1 Нет – 0  
  Затягивает ли вас работа до такой степени, что вы можете забыть о семейных проблемах? Да - 1 Нет – 0  
  Планируете ли вы свое дальнейшее продвижение по службе? Да - 1 Нет – 0  
  Уделяется ли внимание карьерному росту сотрудников со стороны фирмы? Да - 1 Нет – 0  
  В будущем я планирую стать руководителем фирмы. Да - 1 Нет – 0  
  Я интересуюсь работой, выполняемой людьми более высоких должностей? Да - 1 Нет – 0  
  Вышестоящая должность связана с ответственностью, которую я готов взять на себя. Да - 1 Нет – 0  
  Карьера требует больших затрат времени и усилий. Да - 1 Нет – 0  
  Наиболее компетентные руководители в процессе развития проходят все ступени карьерного роста, начиная с самой низкой. Да - 1 Нет – 0  
  Итого:    
Мотивационное предпочтение «служебный долг»
  Я знаю все свои должностные обязанности. Да - 1 Нет – 0  
  Я обязан делать все, что требует начальство. Да - 1 Нет – 0  
  Я выполняю абсолютно всю свою работу, потому что считаю, что так и должно быть. Да - 1 Нет – 0  
  Инициатива и служебный долг – понятия не совместимые. Да - 1 Нет – 0  
  Я возьмусь доделать работу во внерабочее время, так как в противном случае я не исполню свои служебные обязанности. Да - 1 Нет – 0  
  Меня мучают проблемы, возникшие на работе, даже дома. Да - 1 Нет – 0  
  Мне кажется, что руководитель должен ценить тех, кто предан своей работе. Да - 1 Нет – 0  
  Девиз моей деятельности – «служебный долг превыше всего»! Да - 1 Нет – 0  
  Я довожу начатую работу до конца. Да - 1 Нет – 0  
  Я чувствую ответственность за выполняемую мной работу. Да - 1 Нет – 0  
  Итого:    

Согласно полученным данным строим графическую модель мотивационных предпочтений (Рисунок 4):


Рисунок 4 Графическая модель мотивационных предпочтений

Видно, что все мотивационные предпочтения можно разделить на: творческий, денежный, карьерный интересы и служебный долг.

В первом случае «мотивационное ядро» обнаруживается в стрем­лении работника к творческой самореализации. Он ценит в работе возможность реализовать свои способности, всесторонне использо­вать знания, получить удовлетворение от профессионального роста. Для него важно прежде всего социальное признание его профессиональных успехов. И если этого не происходит, он начинает ис­пытывать чувство разочарования.

Во втором случае «мотивационное ядро» проявляется у работ­ника в чувстве долга по отношению к работе. Такой работник может особенно болезненно переживать несправедливое отношение к себе со стороны высшего руководства: ведь он отдает всего себя органи­зации, а ее руководители не ценят в нем преданного сотрудника. У. него может быть особенно горькое разочарование.

В третьем случае «мотивационным ядром» работника может быть обеспечение достатка самому себе. Он работает откровенно ра­ди денег, чтобы удовлетворить свои потребности и потребности сво­ей семьи. Такая прагматическая ориентация подогревает в нем чувст­во несправедливости, если его недооценили и недоплатили, и он может даже выступить на защиту своих законных прав. Однако он может и терпеть унижения «за хорошие деньги».

В четвертом случае «мотивационным ядром» работника является карьерный интерес. Он работает, чтобы выстроить себе деловую карь­еру либо в этой организации, либо в другой, если в этой не получит­ся. И если он понимает, что «в этой» не получается, то тогда он мо­жет использовать ее в своих личных интересах: будет работать в ней, пока все «не выжмет для себя». Поэтому до поры до времени он мо­жет быть не очень чувствительным к несправедливым оценкам и да­же глух к ним: ему важно продержаться в организации столько, сколько необходимо для накопления профессионального опыта. [7, стр.94]

В зависимости от этих мотивационных предпочтений и прояв­ляется поведение работника в организации.

Из данных модели видно, что доминирующими мотивационными предпочтениями сотрудников являются творческий и карьерный интересы.

Сфера деятельности анализируемой организации – реклама. Такие понятия, как творческий полет мысли, нестандартное видение решения проблемы, креатив – неразрывно связаны с ней.

Отсюда следует вывод, что желательными мотивационными предпочтениями в коллективе должны быть творческий интерес и служебный долг (как основа реализации творчества на практике), что соответствует модели «Б» на графической интерпретации мотивационных предпочтений (рисунок 4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: