Классификация профессий. Работа психолога-профконсультанта предполагает понимание таких категорий, как «профессия», «специальность»

Работа психолога-профконсультанта предполагает понимание таких категорий, как «профессия», «специальность», «квалификация», «должность».

В профессиоведческой литературе термин «профессия» употребляется в разных значениях:

1. Прежде всего, это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию.

2. Профессия как общность людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения.

3. С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта.

4. Профессия как деятельность, работа профессионала, т.е. «живой» распределенный во времени процесс реализации трудовых функций.

5. Профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития.

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение:

Профессия (лат. professio) – это исторически возникшая форма трудовой деятельности, необходимая обществу и для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия – врач, специальности – терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.

Специальность (от лат. species – вид, разновидность) – это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

Таким образом, специальность – один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов, либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Для современного динамически развивающегося общества «узкий» специалист (т.е. специалист, работающий в определенной области знаний) становится обузой, его часто называют дилетантом. Его знания в других областях поверхностны. Время сегодняшнее – это время людей компетентных, время профессионалов, способных интегрировать знания, рождающих новый продукт собственной деятельности, ищущих и находящих варианты решения казалось бы неразрешимых проблем. Дилетант может знать много, но неглубоко, а из этого следует, что пользы от него мало.

Дилетант (от фр. – dilettante) любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без достаточной подготовки, необходимой для основательного знания предмета, поверхностно знакомый с какой-либо областью науки, деятельности или искусства.

Квалификация – совокупность общих и специфических, систематически применяемых и потенциально имеющихся знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности. Квалификация это степень годности к какому-либо труду, уровень подготовленности специалиста. Квалификация нормативно закрепляет зависимость прав и обязанностей должностного лица от знаний, навыков, умений, которыми оно обладает.

Должность – предусмотренное соответствующим штатом служебное место или нормативно закрепленная совокупность задач, полномочий и степени ответственности, требующая от лица, занимающего ее, определенных знаний, навыков, умений.

Профессия и специальность определяют, что человек должен делать, квалификация – как делать, должность – на каком уровне организационной ответственности реализовывать свою квалификацию.

Необходимость упорядочить разнообразный мир профессий вытекает из потребности решения различных практических задач, связанных, в первую очередь, с профориентационной работой. Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.

Можно выделить две группы оснований при классификации профессий:

- содержание труда в этих профессиях (по предмету, цели,
средствам, способам, условиям), то есть характеристика объекта труда;

- характер требований к психике человека, то есть характеристика субъекта труда.

Возможно различение профессий в связи с известной классификацией труда:

-автоматический труд (строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, например, рабочий-сборщик деталей);

-полуавтоматический труд, где действия не всегда строго регламентированы, (где перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, в стиле, например, машинистка);

-шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, но строго оговорены инструкциями, например, швея);

-самостоятельный труд, (где в пределах задания предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы, например, конструктор, инженер);

- свободный творческий труд, (где работник выбирает не только приемы, но и задания, например, изобретатель, писатель, научный работник и др.).

Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления степенью квалификации;

- профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров;

- профессии с простым квалифицированным трудом,

- с простым неквалифицированным трудом,

- профессии, не требующие специальной подготовки.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым [21].

Первый уровень составляют профессии, формируемые спецификой предмета труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: