На третьем этапе исследования проводилось тестирование детей по методике «Лесенка» (Приложение 3).
Цель: выявление системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам (уровень самооценки). В результате проведения тестирования определялись следующие уровни самооценки у детей:
0 баллов - неадекватно завышенная самооценка, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что родители оценивают его также; ссылается на мнение взрослого: «Я хороший, это мама так сказала»;
1 балл - завышенная самооценка, после некоторых раздумий ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет недостатки и промахи, объясняет их независящими от него, причинами: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный»;
2 балла - адекватная самооценка, обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже;
0 баллов - заниженная самооценка, ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
|
|
Таким образом, для исследования влияния отношения к роли отца у мужчин в семье на личностные особенности детей (уровень явной тревожности и самооценки) были выбраны методики: тест «Сознательное родительство» для диагностики уровня принятия родительской роли, опросник «Шкала явной тревожности CMAS» для определения уровня явной тревожности у детей и тест «Лесенка» для выявления уровень самооценки у детей.