С момента появления психофизиологических исследований при их проведении наиболее широко применялись и продолжают использоваться вегетативные реакции: изменение проводимости кожи, сосудистые реакции, частота сердечных сокращений, артериальное давление и другие.
Регистрация вегетативных реакций не относится к прямым методам измерения информационных процессов мозга. Они представляют некоторую суммарную и неспецифическую характеристику информационных процессов. Одна и та же вегетативная реакция может быть связана с информационными процессами самого различного содержания. Появление КГР можно наблюдать как при усилении внимания, так и при оборонительной реакции. Однако по некоторым вегетативным реакциям можно дифференцировать различные рефлексы. Так, например, при ориентировочном рефлексе ЧСС понижается, тогда как при оборонительном ЧСС изменяется в противоположном направлении, то есть увеличивается. Ориентировочный рефлекс сочетается с расширением сосудов головы, тогда как оборонительный – с сужением. При этом в обоих случаях сосуды руки реагируют сужением.
|
|
Существуют несколько причин, по которым вегетативные реакции могут быть использованы только в качестве непрямого метода изучения информационных процессов:
· они слишком медленны и протекают с задержкой;
· слишком тесно связаны с изменением функционального состояния и эмоциями;
· они неспецифичны в отношении стимулов и задач.
Однако, это не означает, что вегетативные показатели не обладают высокой чувствительностью. Так, во время дихотического прослушивания (предъявления различных слов на правое и левое ухо), значимые стимулы, предъявляемые через игнорируемый слуховой канал, часто вызывают КГР.
Все описанные методы получения психофизиологической информации имеют свои достоинства и недостатки. Одновременное использование сразу нескольких из них в одной экспериментальной ситуации позволяет получить более надежные результаты.
Тема 1.2 Психофизиология памяти
- Временная организация памяти
- Психофизиологические механизмы памяти
- Особенности взаимодействия различных форм памяти
4. Способы организации памяти.
- Индивидуальные особенности памяти