Человек и труд. 2010. № 7. С.14-20.
Валентин РАКОТИ Доктор экономических наук (journalistic@rambler.ru)
Ключевые слова:
модернизационный ресурс, оценка результатов коллективного труда, модернизация и чиновничество
Отечественные ученые спрогнозировали три сценария развития нашей страны. Согласно первому - пальма первенства от добывающих отраслей перейдет к обрабатывающим. В результате к 2050 г. индекс промышленного производства составит 85% от соответствующего показателя ОЭСР, а уровень жизни - 60%. По второму сценарию все остается, как сегодня. В этом случае к 2035 г. благосостояние россиян достигнет 35% от уровня ОЭСР, а к 2050 г. и того меньше - 25%. По третьему сценарию, если "просто плыть по течению", уровень жизни снизится до планки 90-х годов, не превысив 15-20% от уровня ОЭСР1.
В Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. Президент РФ Д.Медведев сформулировал задачу всесторонней модернизации страны, которая позволит создать высокоэффективную, социально ориентированную экономику, базирующуюся на реализации уникальных достижений науки и передовых технологий. Социальные выгоды модернизации связаны с увеличением числа рабочих мест, повышением материального достатка граждан, удовлетворением потребности в более содержательной работе и т.д.
Главный модернизационный ресурс
Можно ли считать, что реализация этого мегапроекта началась? По оценке О.Дмитриевой, члена Комитета ГД по бюджету и налогам, в бюджете-2010 "нет никаких намеков на модернизацию". На все федеральные целевые программы, направленные на инновации и развитие высоких технологий, в бюджете предусматривается 140,9 млрд. руб. Если из этой суммы исключить затраты на космические и телекокоммуникационные программы, то на "все прочее" остается 28,6 млрд. руб. При этом расходы на программу "Национальная технологическая база" в 2010 г. снижены с 4,5 млрд. до 3 млрд. руб.2
По-видимому, реально модернизация может начаться лишь после 2012 г. Соответственно, оставшееся время надо использовать для определения основных направлений модернизации, разработки конкретных программ, подготовки требуемых кадров.
Необходимость модернизации признается и учеными, и практиками, тем не менее мнения относительно ее конкретных целей и особенно условий осуществления расходятся. При всей широте разброса точек зрения можно выделить две основные позиции. Одна (характерная для людей, свободных от решения текущих хозяйственных вопросов, что называется, со свободным полетом мысли) предусматривает меры по демократизации политической и хозяйственной деятельности, ослабление влияния государства на бизнес. Другая (более осторожная) предполагает максимальное освобождение науки и производства от бюрократических и административных пут, построение гражданского общества по мере созревания условий для его формирования. Этой позиции придерживаются те, кто несет ответственность за решение федеральных, региональных и местных проблем, особенно касающихся жизнедеятельности граждан.
Ученые, чиновники и практики единодушны в одном. Модернизация предъявляет повышенные требования к человеческому капиталу, который выступает главным ресурсом модернизации. По мнению В.Зорькина, председателя КС РФ, "индустриализация должна
известия. 2010. 5 апреля.
Московский комсомолец. 2009.
21 октября.
сочетаться с социализацией, а регулятором должно быть государство"[1]. Применительно к теме модернизации это означает всемерную активизацию человеческого фактора, поскольку потребуется значительное количество высококвалифицированных рабочих и ИТР, возникнет немало новых профессий, а прежние приобретут новое содержание. Потребность в новых кадрах будет удовлетворяться главным образом за счет переподготовки и переквалификации работников; от степени овладения ими новыми технологиями и оборудованием напрямую зависит быстрота освоения последних, эффективность их применения.
Важное место в переподготовке кадров должно быть отведено руководящему составу коммерческих структур[2]. Очевидно, что работники подбираются, выдвигаются и "задвигаются" в соответствии с принципами, исповедуемыми в первую очередь руководителем, которые формируются в процессе получения образования, под влиянием множества других факторов. Обязательным условием модернизации является и повышение квалификационного уровня руководителей коммерческих структур[3].
Помимо овладения новыми профессиями и повышения квалификации, чрезвычайно важно укрепление производственной дисциплины, ответственное отношение к порученному делу: учитывая все возрастающую стоимость новой техники, технологий, материалов и выпускаемой продукции, низкая дисциплина оборачивается огромными экономическими потерями.
Модернизация расширяет возможности молодежи в реализации творческих замыслов и инициатив. Как подчеркивает Э.Набиуллина, министр экономического развития РФ: "Из страны утекающих мозгов мы должны превратиться в страну, притягивающую мозги"[4].
Частная собственность разобщает людей. Трудовые коллективы фактически перестали влиять на решение не только производственных, но и трудовых вопросов. Вся система производственных отношений нацеливает работника на ответственность только за свои результаты (что формирует у него общественную позицию "моя хата с краю - я ничего не знаю"). Отчужденность и индивидуализм проявляется в безразличии к недостаткам на производстве, нарушениям законности и т.д.
По манере поведения исполнительной власти можно предположить, что в выполнении модернизационных планов она собирается опираться на административный ресурс и правоохранительные органы. Но очевидно, что этого недостаточно. Изменить отношение работников к порученному делу можно соответствующей организацией оплаты труда.
Вектор - в сторону оценки результатов коллективного труда
Для учета требований модернизации организацию оплаты труда[5] необходимо радикально изменить. Повысить стимулирующую роль оплаты труда можно посредством ее увеличения в зависимости от достигнутых результатов. При этом увеличение доли заработной платы в ВВП смущать не должно[6]. Если платить за фактические результаты, когда на оплату труда направляется часть дополнительно получаемого эффекта, опасности в опережающем росте заработной платы по сравнению с повышением производительности труда нет. Также надо принимать во внимание, что высокая доля заработной платы в ВВП является показателем повышающейся стоимости рабочей силы под влиянием модернизации, отражающей более высокие уровни эффективности, квалификации и ответственности кадров.
Стимулирующая роль повышения заработной платы должна прежде всего сказываться на тарифных ставках рабочих и должностных окладах специалистов, чтобы выигрыш получали подготовленные и переподготовленные кадры, причем наибольший - работники с редкими профессиями, трудно осваиваемой квалификацией, повышенной ответственностью. Однако главное, чтобы этот материальный стимул четко ощущался при оплате конкретных результатов работы.
Соответственно возникает вопрос о соотношении тарифной и надтарифной частей заработной платы[7].
По нашему мнению, тариф, отражая потенциальные трудовые качества человека (квалификацию, ответственность, физическое состояние и т.п.), должен ориентироваться на прожиточный минимум работника. Именно работника, то есть в ПМ должны учитываться необходимые минимальные затраты для сохранения не просто жизни, но и профессионального статуса.
Очевидно, что ПМ уборщицы и сторожа должны быть меньше, чем у министра и академика. Наименьший размер ПМ может быть у работников самой низкой квалификации и ответственности при нормальных условиях труда. Поддерживать трудовую способность более высокой степени - сложнее, затраты на это должны компенсироваться более высокой тарифной ставкой и окладом. Исходя из нынешнего уровня средней заработной платы россиян доля тарифа не должна превышать 25% оплаты труда. Почему? Чтобы мотивировать труд в тяжелых и вредных условиях, не уклоняться от выполнения обязанностей (сложных, с высоким уровнем ответственности).
В оплате труда должна быть повышена роль соблюдения производственной дисциплины и ответственного отношения к порученному делу. Речь не идет о расширении перечня оснований, по которым можно уменьшать оплату труда, административно наказывать и даже увольнять работников. Штрафные санкции всегда вызывают негативные чувства. Чтобы их не будить, целесообразно сократить сферу применения поденной (часовой) оплаты труда и соответственно расширить масштабы сдельной оплаты по результатам труда (чем лучше результат, тем выше оплата).
Отделение рабочих и специалистов от конечных результатов работы приводит к увеличению оплаты труда по промежуточным результатам, часто соответствующим индивидуальным показателям труда. Сложность реализации многих модернизационных проектов заключается и в том, что при положительных результатах на большинстве промежуточных этапов, но при сбое на одном-двух вся работа большого коллектива идет "насмарку", поскольку искомый конечный результат не достигнут. Выход видится во внедрении оплаты труда по результатам, наиболее приближенным к конечным итогам работы коммерческой структуры или даже нескольких структур. В такой оплате видна общественная значимость конечного результата работы, кроме того, она базируется на общей ответственности (нет результата - нет и материального поощрения).
Следствием такого изменения организации оплаты труда становится переход на оплату по коллективным показателям работы, что предусматривает:
>- применение для оценки результатов труда показателей деятельности подразделений и коммерческих структур в целом взамен трудовых показателей;
> сближение показателей, по которым осуществляется оплата труда, с итогами деятельности коммерческой структуры;
v оплату труда по фактически достигнутым результатам работы;
>• передачу решения вопроса о размере индивидуальной оплаты труда каждого работника трудовому коллективу, по итогам работы которого начислена общая сумма оплаты;
> сокращение масштабов оплаты труда за промежуточные этапы работы;
> резервирование части оплаты за промежуточные этапы, если все таки без них не обойтись, и выплату резерва после окончания работы в целом;
> замену оплаты за промежуточные этапы на выплату аванса для оплаты текущих затрат с зачетом при окончательном расчете по завершении работы в целом; замену в дальнейшем выдачи аванса на кредитование выполнения этапов;
>• прозрачность оплаты труда руководителя подразделения и даже коммерческой структуры, если они входят в состав коллектива, по результатам работы которого начислена общая сумма оплаты труда.
В качестве показателей оплаты по коллективным результатам могут успешно применяться показатели деятельности структурных подразделений, коммерческой структуры в целом. Таким образом, отпадает необходимость трудоемкого поиска стимулируемых показателей индивидуального труда и выработки системы их оценки. Оплата труда конкретных работников переходит в компетенцию трудового коллектива, которому начислена общая сумма заработной платы (речь идет о применении коэффициента трудового участия). Соответственно администрация избавляется от хлопот по определению величины индивидуальных трудовых вкладов в общий результат. Оценка труда коллегами, выносимая открыто, гораздо действенней решений администрации.
Однако переход на оплату по конечному результату не так прост. Труд рабочих и рядовых специалистов напрямую может быть слабо или совсем не связан с конечным итогом деятельности коммерческой структуры. Кроме того, как правило, они не имеют достаточных накоплений, чтобы жить без текущей заработной платы. Поэтому без оплаты труда указанных работников за промежуточные этапы обойтись невозможно.
Очевидно, что по конечному результату целесообразно оплачивать главным образом руководящих работников коммерческой структуры и работников аппарата управления, а также в какой-то мере руководство некоторых ее подразделений. Опыт организации оплаты труда в строительстве показывает, что при оплате за промежуточные этапы часть средств может резервироваться (5-10%) и выплачиваться сразу при достижении конечного результата[8].
За счет оплаты по коллективным результатам значительно усложняется процедура увода "в тень" оплаты за счет дополнительного этапа ее выплаты: не сразу работнику, а сначала - трудовому коллективу (нередко в безналичной форме - путем перечисления на банковский счет). Не следует принижать значение роста гласности при определении на собрании коллектива размера индивидуальной оплаты работников, что также препятствует выплатам зарплаты в "конвертах"[9]. Доказывать благотворное влияние такой формы оплаты труда на экономику и социальное положение трудящихся, надо полагать, излишне.
Акцент - на крупных проектах
Заметных успехов можно достичь за счет реализации крупных проектов, обеспечивающих прорыв в науке, технологии, производстве и управлении. По мнению академика РАН Б.Чертка, одного из ведущих космических конструкторов: "Свободный рынок - для малого и среднего бизнеса, но не для осуществления глобальных проектов[10].
Надо полагать, что радикальный сдвиг в модернизации может быть достигнут за счет реализации крупных проектов, требующих мобилизации финансовых, трудовых, производственных и организационных возможностей, продуманной координации усилий различных структур и обеспечения строгой дисциплины исполнения принятых решений. Причем здесь не обойтись без ведущей роли государства. Опыт создания отечественной "силиконовой долины" в Сколково или строительство олимпийских объектов в Сочи свидетельствует, что федеральная власть в полной мере осознает необходимость самой впрягаться в эти дела, прежде всего когда требуется объединить усилия работников разных структур и отраслей народного хозяйства.
Осуществление крупных модернизационных проектов по силам в первую очередь крупным коммерческим структурам и банкам. По-видимому, первые результаты этого курса проявятся на отдельных участках экономики. Это - объективный процесс. Новые идеи созревают не во всех головах и не сразу. Новые технологии и новое оборудование создаются не везде и не одновременно; готовые к новому кадры имеются в наличии сначала лишь на отдельных предприятиях. И эти базовые факторы надо привести в действие, поэтому существенная роль отводится организационной составляющей. Крупный прорыв в модернизации возможен в результате сложения усилий многих участников.
Руководством страны определены приоритетные направления модернизации, которые могут дать высокую и быструю отдачу от вложенных средств и приложенных усилий. В дальнейшем модернизация неизбежно затронет смежные отрасли, постепенно распространяясь на всю экономику.
Кому модернизация не нужна
Практика показывает, что серьезного интереса к модернизации у ведущих предпринимателей и банкиров нет. В 2009 г. при средней заработной плате россиян в 17 290 руб. в месяц 3,5% населения имели месячный доход более 50 тыс. руб.[11] Это 2,5 млн. человек, занимающих высокие должности, создавших "подушки безопасности" не только лично для себя, но и своих потомков на долгие годы.
В соответствии с указом Президента РФ Д.Медведева, государственные чиновники обязаны подавать декларации о своих доходах и доходах супруги по итогам года, владении ими объектами недвижимости и транспортными средствами. Оказалось, например, что красноярский губернатор Л.Кузнецов в прошлом году заработал 118,7 млн. руб.[12], что примерно в 380 раз больше дохода среднего россиянина, у которого доход за 2009 г. составил 206,6 тыс. руб.[13] Таким образом, губернатор "обеспечил" себя на 32,5 года. У многих государственных чиновников супруги гораздо состоятельней. Так, жена первого вице-премьера И.Шувалова получила в 2009 г. доход на сумму 642 млн. руб.[14], или в 2093 раза больше дохода среднего россиянина. Супруга губернатора Ростовской области В.Чуба получила в 55 раз больше мужа[15], обеспечив себе безбедную жизнь на 174,5 года. Д.Ананьев, глава Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, заработал в 2009 г. 369,87 млн.руб., его супруга - 146,46 млн. руб. В совместном владении супругов находится 36 земельных участков, 3 жилых дома, 9 квартир, 4 гаража и 4 автомашины[16].
Зачем руководящим работникам новый стресс, обусловленный модернизацией, сопровождающейся гарантированным риском иметь в начальный период одни затраты? Конкуренция во многих случаях не давит, особенно крупные структуры; государство с монополиями не борется и не препятствует росту тарифов естественных монополий больше роста инфляции.
В.Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, отмечает, что в России целые секторы экономики находятся вне конкурентного поля: 100%-ная монополия в алюминиевой промышленности, очень высокая степень концентрации в нефтяной и газовой отраслях. Естественные монополии даже в условиях кризиса повышают цены и тарифы, обеспечивая свое благополучие на фоне общих бедствий. Тем более что согласно уставам цель коммерческих структур и банков - прибыль и чем больше, тем лучше для их собственников.
Закономерен вопрос: зачем им инновации, технические и технологические новшества, перестройка организации производства, труда и управления, связанные с проблемами и головной болью?
Заставить, по нашему мнению, обогатившихся руководящих работников можно, к большому сожалению, лишь посредством использования административного ресурса. Если в сталинские времена на выполнение поставленных задач людей гнал страх за свою жизнь и жизнь родственников, то теперь - боязнь потерять нажитое или быть отлученным от государственной кормушки. Недаром так послушно ведут себя олигархи и ведущие предприниматели под пристальным взглядом премьера...
Слабым место в оплате труда руководящих работников коммерческих структур (особенно с долей в государственной собственности) и прежде всего банков, получающих от государства льготные кредиты, является отсутствие централизовано установленных организационных начал. В первую очередь имеется в виду возможность устанавливать самому себе размер заработной платы. Практически самостоятельно ее определяют не только генеральные директора и президенты банков. Так же поступают депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и правительства. Хотя в связи с кризисом известны случаи некоторого уменьшения размеров бонусов, выплачиваемых банкирам, в целом это не меняет положения дела. Так, один из членов правления Сбербанка в 2007 г. получил 3,7 млн. руб., по итогам 2008 г. - 3,4 млн. руб., в Юник- редитбанке на каждого члена правления в 2009 г. пришлось 14 млн. руб., в банке "Возрождение" - 20,2 млн. руб.[17]
Недостаточная заинтересованность первых лиц коммерческих структур и банков в модернизации нельзя сводить к вопросам оплаты их труда. Перестройка деятельности на основе модернизации оборачивается для руководителей отказом от привычных авторитарных методов управления (а так руководить проще): придется осваивать технические новшества, учиться за счет личного времени, переходить на более демократичные формы отношений с людьми, больше прислушиваться к мнению подчиненных, привыкать к порой нелицеприятной критике снизу и т.д. Пассивное отношение руководящих работников к модернизации стимулируется продолжающимся давлением исполнительной власти, хотя в прошлом году число проверок уменьшилось, было смягчено наказание за экономические преступления.
Однако обстановка для ведения дела не улучшилась. Опрос более 1200 предпринимателей, проведенный РСПП, показал, что, по их мнению, власть видит в них прежде всего "кошелек" или "дойную корову". Причем число респондентов, высказавших такое мнение, в 2009 г. достигло 69% по сравнению с 57% в 2008 г. Ощущение себя равноправным или хотя бы младшим партнером власти в 2007 г. испытывали 17% опрошенных, в 2008 г. - б%[18].
Модернизация и чиновничество
Как уже отмечалось, успешное осуществление крупных модернизационных проектов невозможно без участия государства. Поэтому так важна заинтересованность государственных служащих в их реализации. В настоящее время они, помимо должностного оклада, получают квартальные премии, материальную помощь, социальный пакет (бесплатное лечение, льготы на отдых и т.д.), различные надбавки и доплаты (за секретность, выслугу лет, особые условия работы и т.п.). Некоторые из них подрабатывают в бизнесе, "записанном на жену", получают дополнительные доходы в советах директоров госкорпораций. Смысл подобной модели оплаты труда заключается в том, чтобы с помощью премий, надбавок, доплат, дополнительного дохода позволить "хорошим" людям получать побольше.
Таким образом, выполнение государственных задач, степень эффективности работы играют второстепенную роль в оплате труда госслужащих. Поэтому при сохранении существующей организации заработной платы у служащих государственного аппарата вряд ли возникает стремление к выполнению модернизационных планов.
Воздействие на заинтересованность чиновников в выполнении государственных задач было бы более комплексным при дополнении материального поощрения мерами ответственности. В этом смысле заслуживает внимания порядок, применяемый ЦБ РФ в банковской системе[19].
Учитывая некоторое смягчение ответственности за экономические преступления, представляется своевременным составление Правительством РФ "своего списка" государственных чиновников, бездарно проваливших выполнение государственных задач, которым запрещалось бы занимать любые должности в государственной системе управления в течение, допустим, пяти лет[20].
Заинтересовать работников госаппарата сложно. На наш взгляд, если оценка деятельности аппарата властного органа не будет учитывать степень решения вопросов модернизации, оплату труда госслужащих, повышать не стоит. Перестройка оплаты труда в госаппарате должна начинаться с вершины управленческой пирамиды. При соответствующей заинтересованности руководителей министерств и ведомств можно ожидать, что поощрение госслужащих станет увязываться с результатами модернизации.
[1]Ъ. 2009. 23 ноября. № 218.
[2]По статистике, численность руководителя всех рангов в народном хозяйстве РФ приближается к 5 млн./Социальное положение и уровень жизни населения России. 2009. Стат.сб. Росстат. М., 2009. С.84.
[3]В их переподготовке пассивные формы обучения (лекции, семинары и пр.) должны заменяться активными (в виде курсовых работ и проектов по модернизации с обязательными расчетами затрат, дохода и получаемого эффекта от нововведений).
[4]Комсомольская правда. 2010. 15 мая.
[5]В структуре доходов россиян оплата труда занимает ведущее место: в 2009 г. ее доля составляла 65,5% (с 10,3% - от предпринимательской деятельности, 9% - от собственности, социальные выплаты - 13,2%)/Социальное положение... С.109.
[6]В 2009 г. доля оплаты труда в российском ВВП возросла на 4,8%. Ни в одной из 27 стран ЕС такого роста не наблюдалось. 3%-ный рост имел место в Словении и Норвегии. В Италии, Великобритании Германии этот показатель был значительно меньше - соответственно 0,7%, 1,2% и 1,3%. В результате удельный вес заработной платы (включая скрытую) в ВВП РФ достиг в 2009 г. 45,6%. Для сравнения в ЕС - 39,3% (Труд и занятость в России. 2009. Крат. сб. Росстат. М., 2009, С.385; Ъ. 2010. 29 апреля. № 75).
[7]В мае 2010 г. после катастрофы на шахте "Распадская" горняки потребовали увеличения тарифных ставок в 2-3 раза; подспудно они понимают, что тарифная часть оплаты не будет уменьшена в случае невыполнения норм по добыче угля. Другими словами, удовлетворение пожеланий шахтеров ведет к уменьшению зависимости оплаты труда от результатов работы.
юЗакономерна постановка вопроса о поощрении за счет части эффекта на протяжении нескольких лет по примеру, допустим, выплаты "авторских" творческим работникам (при условии материальной ответственности за допущенные дефекты, выявленные в ходе эксплуатации).
,1В 2008 г. доля скрытой оплаты в общей сумме заработной платы составляла 27,4%. Ни в одной европейской стране нет такого распространения "теневой" зарплаты, как у нас. В Нидерландах, Германии, Франции, Англии удельный вес зарплаты "в конвертах" меньше 1%, в Дании, Чехии, Финдляндии, Греции, Австрии, Испании - 5%; в Польше, Литве, Болгарии, Латвии -11-17% (Труд и занятость в России. 2009. Ст. сб. Росстат. М„ 2009; Ъ. 2007. 30 октября).
[10]Комсомольская правда. 2010. 12
апреля.
^Социальное положение...С.136. ,4Ъ. 2010. 4 мая. № 77.
[13]Россия в цифрах. 2009. Стат. сб./ Росстат. М„ 2009. С.117.
'"Известия. 2010.14 апреля.
[15]Комсомольская правда. 2010.
11 мая.
,аЪ. 2010.14 мая. № 84. ,9Ъ. 2010.16 февраля. № 27.
[18]Комсомольская правда. 2010. 14 апреля 2010 г.
[19]Банк России с середины 90-х годов ведет "черный список" председателей правлений и их заместителей, главных бухгалтеров, членов совета директоров банков, которые получили от регулятора пятилетний запрет занимать руководящие должности в банках. В список включаются работники тех банков, по которым завершено конкурсное производство, вступило в законную силу решение суда или есть обвинительный приговор. "Черный список" предназначен для внутреннего пользования (фамилии работников и названия банков не оглашаются). За время существования списка в нем "побывало" более 10 тыс. человек. По состоянию на май 2010 г. в него входят 2917 имен (Ъ. 2010. 27 мая).
[20]Чтобы мера ответственности была действенней, в отличие от закрытости "списка ЦБ", данный перечень следовало бы сделать открытым. А те коммерческие структуры, которые возьмут в течение этого срока на работу людей, "засветившихся в списке", стоило бы лишать возможности участвовать в конкурсах на получение государственных заказов и финансовой поддержки в любой форме из бюджета страны.