Принципы построения курса

Курс входит в профессиональный цикл магистерской подготовки, базовая часть

«История и методология юридической науки» является обязательной дисциплиной для изучения специалистами, посвятившими себя научно-исследовательской и экспертной деятельности. Именно такие цели преследует магистерская подготовка. Данный учебный курс разграничивается на две части: сначала изучаются общефилософские проблемы научного познания и его методологии; затем общие принципы построения системы науки адаптируются применительно к конкретной ее отрасли – юридической науке.

Изучение данного курса требует от студента серьезного и добросовестного отношения к овладению специальными знаниями, необходимыми для становления качественно нового уровня юридического образования в нашей стране. Сложности, с которыми студент сталкивается при изучении истории и методологии юридической науки, объясняются тем, что фундаментальные проблемы этой области научного знания являются недостаточно разработанными и слабо представленными в учебной литературе. Недостаток учебной литературы по данной дисциплине студенты должны компенсировать самостоятельной работой с научными статьями и монографиями, привлечением философских, исторических, социологических и др. научных исследований, а также внимательной проработкой лекционного материала.

Лекционный курс охватывает наиболее значимые общие вопросы истории и методологии юридической науки. Прежде всего, осваивая лекционный материал, студенты должны уяснить, что существует два подхода в изучении истории юридической науки. Первый подход предполагает исследование возникновения и движения правовых идей как истории учений о праве и государстве. Второй подход начал складываться в отечественной науке в конце XX века. Согласно этому подходу история научной юриспруденции должна рассматриваться в общем контексте развития системы науки. Ценность данного подхода заключается, прежде всего в том, что он позволяет анализировать становление и развитие профессионального юридического мышления и научного правосознания с учетом особенностей того или иного типа научного мировидения (эпистемы), складывающейся на определенном этапе развития социума.

Уяснение студентами лекционного материала контролируется тестированием, которое проводится на семинарских занятиях. Для получения положительной оценки обучающиеся должны продемонстрировать знания, касающиеся вопросов:

Ø особенности научного знания;

Ø система науки и ее классификация;

Ø место юридической науки в системе научного познания;

Ø становление науки как социального института;

Ø трактовка метода юридического познания;

Ø метод и методология;

Ø классификация методов, применяемых юридической наукой;

Ø интеграция и дифференциация научного знания;

Ø возникновение юридической науки;

Ø политико-правовые идеи в античной философии;

Ø диалектика и логика как методы античной философии;

Ø характеристика юриспруденции Древнего мира;

Ø юридическая наука в эпоху Средневековья;

Ø дифференциация юридического научного знания в эпоху Нового времени;

Ø философия права Нового времени как юридическое научное знание;

Ø юридическая наука в XIX веке.

Изучение истории и методологии юридической науки продолжается в ходе подготовки и участия в семинарских занятиях.

В ходе изучения курса магистерской подготовки «История и методология юридической науки» обучающийся должен выполнить контрольную работу, которая является неотъемлемым условием допуска к экзамену, а также подготовить и защитить курсовую работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: