В практике довольно часто учителя даже не представляют, что они пользуются каким-то особым «способом» для разрешения конфликта. Они просто делают как получится. Точно так же не осознаются связи между поведением педагога в конфликтной ситуации и последующим поведением школьников. Поэтому очень важно ясно представлять последствия применения этих способов.
Проанализируйте преимущество и недостатки способов разрешения конфликтов (авторы Крупенин А.Л., Крохина И.М.).
Сравните результаты вашей работы с точкой зрения исследователей, занимающихся данным вопросом[3].
Преимущество и недостатки способа подавления.
1. Он может быть эффективным в экстремальных ситуациях («Не пей, это серная кислота!»)
2. Это может быть один из немногих способов для управления большими группами людей («Дискотека окончена, двери закрываем через пятнадцать минут. Просим всех покинуть помещение»).
3. Этот способ вызывает негодование и сильную враждебность проигравшего к выигравшему. Никому не нравится, когда им командуют и когда его потребности не удовлетворяются.
4. Он требует сильного принуждения со стороны выигравшего. А когда оно прекращается, проигравший перестает подчиняться.
5. Данный способ приучает проигравшего перекладывать ответственность на победителя, ограничивается инициативность и личностный рост.
6. Способ подавления развивает подчинение страха, неспособность и нежелание кооперироваться и действовать с кем-то.
7. Данный способ ограничивает креативность, творчество, активность школьников. Инновации редко возникают в атмосфере страха и репрессий.
8. Он не способствует формированию у школьников собственных моральных норм, вырабатывает наплевательское отношение ко всему.
9. Не дает развиваться самоконтролю и самодисциплине учеников. Никому не нужен самоконтроль, если вас жестко контролируют со стороны.
10. Данный способ часто вызывает чувство вины и раскаяния у победителя («Я тебя наказал, а теперь переживаю).
11. Данный способ требует применения власти для того, чтобы добиться подчинения.
12. Данный способ часто вызывает негативные чувства у школьников: гнев, ненависть, крушение надежд, смущение, чувство собственной не значимости, страх, депрессию, горечь, унижение и т.д. И в результате они могут прибегать к различным «лекарствам» для избавления от этих чувств: сопротивление, бунт, отмщение, ложь, ябедничество, обвинение других, любовь к победе, ненависть к поражению, избегание, фантазирование.
Преимущество и недостатки способа уступки.
1. Это быстрый способ - вы просто игнорируете нежелательное поведение (самоустранение).
2. Этот способ во всех случаях приводит к негодованию проигравшего и возникновению у него даже ненависти к победителю.
3. Данный способ провоцирует развитие у победителя самовлюбленности, эгоизма, невнимания к окружающим. (Школьники становятся неуправляемыми, недисциплинированными, желающими, чтобы все было как им хочется. Класс становится хаотичным.)
4. Он способствует некоторой креативности и спонтанности школьников, но ценой нервов учителя.
5. Данный способ не способствует развитию моральных норм и высокой продуктивности в работе детей. Слишком много времени уходит впустую.
6. Он не способствует развитию у школьников уважения к учителю.
7. Данный способ часто вызывает чувство вины и раскаяния у победителя.
8. Данный способ требует применения власти для достижения победы над побежденным.
9. Данный способ часто вызывает негативные чувства у учителя: гнев, ненависть, крушение надежд, смущение, чувство собственной не значимости, страх, депрессию, горечь, унижение и т.д. И в результате они могут прибегать к возмездию (внезапные проверочные работы, снижение оценок за «нехорошее» поведение, усложнение классных или домашних заданий), бунту (обращение в вышестоящие инстанции), увольнению, уходу (посредством пьянства, фантазий), умасливанию учеников (попытки стать самым популярным учителем, выставление оценок практически ни за что), конформизму (нежеланию вносить в свою работу ничего нового, работа только «от сих до сих).
Преимущество и недостатки способа сотрудничества.
1. Данный способ позволяет избегать выявления победителей и проигравших.
2. Способ сотрудничества повышает желание реализовывать принятые решения.
3. Со временем улучшается качество принимаемых решений.
4. Отсутствует необходимость применять власть. Это снимает защитные механизмы детей и учителей, улучшает психологический климат и позволяет всем участникам заняться тем, ради чего они собрались - обучением.
5. Ученикам нравятся учителя, учителям — ученики.
6. Данный способ способствует развитию моральных норм и высокой продуктивности в работе детей.
7. Он способствует развитию креативности школьников.
8. Временные затраты при разрешении конфликта.
Учителя редко применяют только один способ решения конфликтов, иногда они снисходительны, а иногда чрезмерно требовательны (то же самое относится и к родителям). Однако это ставит школьников в очень сложное положение, они никогда не могут заранее предугадать реакции педагога на свои действия - сегодня за то, что ты шептался с соседом, тебя строго наказали, а завтра лишь слегка улыбнулись. В результате дети все время «начеку», а это очень утомительно для человека любого возраста. В этом случае актуальным становится подход американских ученых о педагогических стратегиях управления межличностными конфликтами.