Преимущества и недостатки способов разрешения конфликтов

В практике довольно часто учителя даже не представляют, что они пользуются каким-то особым «способом» для разрешения конфликта. Они просто делают как получится. Точно так же не осознаются связи между пове­дением педагога в конфликтной ситуации и последующим поведением школьников. Поэтому очень важно ясно представлять последствия примене­ния этих способов.

Проанализируйте преимущество и недостатки способов разрешения конфликтов (авторы Крупенин А.Л., Крохина И.М.).

Сравните результаты вашей работы с точкой зрения исследователей, занимающихся данным вопросом[3].

Преимущество и недостатки способа подавления.

1. Он может быть эффективным в экстремальных ситуациях («Не пей, это серная кислота!»)

2. Это может быть один из немногих способов для управления боль­шими группами людей («Дискотека окончена, двери закрываем че­рез пятнадцать минут. Просим всех покинуть помещение»).

3. Этот способ вызывает негодование и сильную враждебность проигравшего к выигравшему. Никому не нравится, когда им командуют и когда его потребности не удовлетворяются.

4. Он требует сильного принуждения со стороны выигравшего. А ко­гда оно прекращается, проигравший перестает подчиняться.

5. Данный способ приучает проигравшего перекладывать ответствен­ность на победителя, ограничивается инициативность и личностный рост.

6. Способ подавления развивает подчинение страха, неспособность и нежелание кооперироваться и действовать с кем-то.

7. Данный способ ограничивает креативность, творчество, активность школьников. Инновации редко возникают в атмосфере страха и ре­прессий.

8. Он не способствует формированию у школьников собственных мо­ральных норм, вырабатывает наплевательское отношение ко всему.

9. Не дает развиваться самоконтролю и самодисциплине учеников. Никому не нужен самоконтроль, если вас жестко контролируют со стороны.

10. Данный способ часто вызывает чувство вины и раскаяния у победи­теля («Я тебя наказал, а теперь переживаю).

11. Данный способ требует применения власти для того, чтобы добить­ся подчинения.

12. Данный способ часто вызывает негативные чувства у школьников: гнев, ненависть, крушение надежд, смущение, чувство собственной не значимости, страх, депрессию, горечь, унижение и т.д. И в резуль­тате они могут прибегать к различным «лекарствам» для избавления от этих чувств: сопротивление, бунт, отмщение, ложь, ябедничество, обвинение других, любовь к победе, ненависть к поражению, избе­гание, фантазирование.

Преимущество и недостатки способа уступки.

1. Это быстрый способ - вы просто игнорируете нежелательное пове­дение (самоустранение).

2. Этот способ во всех случаях приводит к негодованию проигравшего и возникновению у него даже ненависти к победителю.

3. Данный способ провоцирует развитие у победителя самовлюблен­ности, эгоизма, невнимания к окружающим. (Школьники становятся неуправляемыми, недисциплинированными, желающими, чтобы все было как им хочется. Класс становится хаотичным.)

4. Он способствует некоторой креативности и спонтанности школьни­ков, но ценой нервов учителя.

5. Данный способ не способствует развитию моральных норм и высо­кой продуктивности в работе детей. Слишком много времени ухо­дит впустую.

6. Он не способствует развитию у школьников уважения к учителю.

7. Данный способ часто вызывает чувство вины и раскаяния у победителя.

8. Данный способ требует применения власти для достижения победы над побежденным.

9. Данный способ часто вызывает негативные чувства у учителя: гнев, ненависть, крушение надежд, смущение, чувство собственной не­ значимости, страх, депрессию, горечь, унижение и т.д. И в результа­те они могут прибегать к возмездию (внезапные проверочные рабо­ты, снижение оценок за «нехорошее» поведение, усложнение класс­ных или домашних заданий), бунту (обращение в вышестоящие ин­станции), увольнению, уходу (посредством пьянства, фантазий), умасливанию учеников (попытки стать самым популярным учите­лем, выставление оценок практически ни за что), конформизму (не­желанию вносить в свою работу ничего нового, работа только «от сих до сих).

Преимущество и недостатки способа сотрудничества.

1. Данный способ позволяет избегать выявления победителей и проиг­равших.

2. Способ сотрудничества повышает желание реализовывать принятые решения.

3. Со временем улучшается качество принимаемых решений.

4. Отсутствует необходимость применять власть. Это снимает защит­ные механизмы детей и учителей, улучшает психологический кли­мат и позволяет всем участникам заняться тем, ради чего они собра­лись - обучением.

5. Ученикам нравятся учителя, учителям — ученики.

6. Данный способ способствует развитию моральных норм и высокой продуктивности в работе детей.

7. Он способствует развитию креативности школьников.

8. Временные затраты при разрешении конфликта.

Учителя редко применяют только один способ решения конфликтов, иногда они снисходительны, а иногда чрезмерно требовательны (то же самое относится и к родителям). Однако это ставит школьников в очень сложное положение, они никогда не могут заранее предугадать реакции педагога на свои действия - сегодня за то, что ты шептался с соседом, тебя строго нака­зали, а завтра лишь слегка улыбнулись. В результате дети все время «наче­ку», а это очень утомительно для человека любого возраста. В этом случае актуальным становится подход американских ученых о педагогических стра­тегиях управления межличностными конфликтами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: