1) объект истории не существует в реальности => объект исторического познания находится в прошлом. Историки контактируют не с самим объектом, а со следами объекта (это не только материальные предметы, но и обычаи, верования и т.д.). Каждое поколение начинает свою жизнь с определенного этапа. Это данность, а не выбор людей. Жизнь того или иного исследователя и исследования можно также воспринимать как данность. Перемены, которые происходят в настоящем – это суть прошлого => Объект исторического познания изучается через остатки прошлого или источники. Источники – это главное, что определяет возможность изучать прошлое. Качество источников, их характер и свойства определяют возможности для изучения. + Эксперимент – это не метод истории, потому что мы не можем воссоздать прошлое во всей его полноте.
2) соотношение объекта и субъекта. В естественных науках они разделены, объект абсолютно не зависит от субъекта. В истории объект и субъект связаны, т.к. субъект является частью изучаемого общества. Изучение происходит на основе достижений, которые пришли из прошлого. Историк так или иначе связан с социальной средой. На процесс исследования зачастую влияет эмоциональная составляющая.
|
|
3) незавершенность исторического процесса. В естественных науках изменения крайне медленны, а значит ими можно пренебречь. В истории изменения являются правилом =>
- невозможность достигнуть завершенности в исследовании –> нет единой теории
- изменения тех или иных исторических взглядов. Происходит уточнение уже изученных сюжетов –> историческое познание бесконечно. В каждую эпоху оно коррелируется по объективным причинам и субъективным факторам (роль исследователя)!Именно в этом заключается уязвимость истории как науки.
Социальные функции исторической науки
В чем практическая польза истории? Естественные науки дают возможность материального преобразования. Историческая наука предполагает неочевидную пользу. Функции:
- исторический опыт и уроки истории
- предвидение будущего
- формирование исторического сознания
- воспитание историей.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ