Упражнения. • использование образной и эмоционально окрашенной лексики, развитие навыков полемики

Упражнение «Хамелеон»

Цели:

• использование образной и эмоционально окрашенной лексики, развитие навыков полемики;

• развитие стрессоустойчивости.

Студентам предлагается подготовить дома любой текст (каждый — свой), чтобы затем в течение 2-3 минут изло­жить его исключительно в «хвалебном», «положительном» ключе, широко используя образную и эмоционально окрашен­ную лексику. Группа разбивается на пары, и одновременно начните «убеждать» своего напарника, который заранее не знал, о чем будет идти речь. Все в группе работают одновре­менно, не обращая внимания на разговоры окружающих. После окончания речи напарник тут же начинает излагать вам то, что только что услышал от вас, но исключительно в «отрицательном», «опровергательском» ключе, пытаясь убе­дить вас в совершенно обратном. Затем вы меняетесь роля­ми, и ваш напарник начинает излагать вам тот материал, который он приготовил дома, а вы — опровергать его. Все упражнение занимает максимум десять минут.

Упражнение «Мой голос»

Цель:

• привлечение внимания слушателей только голосом. Ведущий предлагает некий текст, который надо произ­несите перед слушателями, привлекая их внимание толь­ко голосовыми средствами.

Упражнение «Выдумщик»

Цель:

• тренировка красноречия, находчивости, воображе­ния.

Ведущий предлагает для данных ниже вставок нарас­тить текст, который составит со вставкой одно органи­ческое целое. Убедительно произнесите этот текст, не затягивая своего выступления более чем на три минуты.

A. — Доктор, помогите мне, пожалуйста, у меня так болит правое колено!

— А сколько вам лет?

— Восемьдесят.

— Так чего же вы хотите, дорогой?

— Да ведь левому колену тоже восемьдесят лет, но оно не болит!

Б. Ты все пела, это дело, так поди же, попляши!

B. Рожденный ползать летать не может.

Г. Папа, моя девушка сказала, что она не выйдет за меня замуж, если у меня не будет Фольксвагена и двухэтажной дачи!

— Ну ладно, ты можешь продать свой роллс-ройс и купить парочку Фольксвагенов, но неужели мы должны сносить тре­тий этаж нашей виллы из-за какой-то вертихвостки!?

Д. Ум хорошо, а два лучше.

Е. У соседа корова сдохла — пустячок, а приятно!

Ж. У соседки в авоське картошка всегда крупнее!

Упражнение «Обобщаем тему»

Цель:

• развитие навыков обобщения.

Ведущий предлагает прочитать следующие анекдоты и одним-двумя словами определить обобщенную тему каждого из них. Ответы записываются в тетради, обсуждают­ся в группе и лишь затем сравниваются с данными ответами.

1) — Когда ваша дочь собирается выйти замуж?

— Всегда!

2) Встретились два приятеля.

— Слушай, у меня для тебя две новости — хорошая

и плохая.

— Какая же плохая?

— Представляешь, наши жены стали лесбиянками!

— Какой кошмар. А какая хорошая?

— Знаешь, ты мне начинаешь нравиться!

3) — Слушай, как ты мог жениться на такой уродине?

— Зато она такая красивая внутри!

— Так выверни ее наизнанку!

4) — Официант, у меня в пиве муха, что это значит? — Откуда я знаю, я же официант, а не гадалка!

5) Жена говорит мужу:

— Знаешь, наш сын совсем отбился от рук, слушает только советы каких-то идиотов. Придется тебе погово­рить с ним!

6) Мать купила новую шубу, стоит, примеряет перед

зеркалом. Сын ей говорит:

— Мама, неужели ты не понимаешь, что твоя шуба — результат ужасных страданий бедного, безответного жи­вотного?!

— Замолчи, бесстыдник, не смей так говорить об отце!

7) — Больной, вы страдаете половыми извращени­ями?

— Что вы, доктор, я ими наслаждаюсь!

8) — Товарищ милиционер, за что?! Я же ничего не на­рушил!

— А что, по-твоему, моя семья должна ждать, пока ты

нарушишь?!

Ответы: а) невостребованность; б) необъективность, «мужская логика»; в) продажность, беспринципность, все­дозволенность, «ох уж эта молодежь!»; г) безответствен­ность, взаимонепонимание, «наш сервис»; д) нелогич­ность, «женская логика»; е) «отцы и дети», «каждый су­дит по себе», «женская логика»; ж) «их нравы», взаимонепонимание; з) продажность, коррумпирован­ность, беззаконие, бесправие.

Упражнение «Эстрада»

Цель:

• развитие навыков обобщения.

Каждый из слушателей группы выходит на «эстраду» и рассказывает свой анекдот. Остальные записывают на ли­стке «тему» анекдота. Затем все сравнивают свои записи и узнают то обобщение, которое имел в виду сам рассказчик, коллективно отбирается наиболее удачное обобщение.

Упражнение «Клише»

Цель:

• развитие умения отпора словесной агрессии. Ведущий просит просмотреть нижеприведенные кли­ше и определить, к отражению какого типа нападок и в какой ситуации они применимы.

• На самом деле все не так просто, как вы думаете.

• Что вы имеете в виду? Мне бы очень хотелось ответить на ваш вопрос, но мне он пока не совсем ясен.

• Я думаю, что в этом случае лекарство окажется хуже самой болезни.

• Я пока не готов ответить конкретно на заданный вопрос.

• Давайте лучше не будем спешить с выводами!

• Эта тактика вряд ли принесет нам успех.

• Нам стоит рассмотреть альтернативный вариант.

• Что вы хотите этим сказать?

• У моего оппонента просто какой-то избирательный слух!

• Пока еще рано (невозможно) давать исчерпывающий ответ на этот вопрос.

• Я только что выслушал возражения товарища Семено­ва, Что я могу сказать? У меня просто нет слов!

• Я просто не знаю, что на это сказать! Я не могу позво­лить себе отвечать на этом же уровне.

• Но ведь существует и другой способ (несколько спосо­бов) решения этой проблемы!

• По-видимому, вы меня просто не поняли. Ведь я гово­рил совсем о другом, а именно —...

• Давайте не будем суетиться!

• Не надо все сводить к спору о словах (терминах, к на­вешиванию ярлыков), надо говорить о деле (фактах).

• Разрешите оставить этот вопрос открытым.

• Я и сам бы хотел знать однозначный ответ на такой сложный вопрос!

• Ответ на такой сложный вопрос не может быть одно­значным.

• Да ведь и вы сами знаете: на самом деле (в жизни всегда так). На каждый плюс есть свой минус и наоборот — на каждый минус свой плюс.

Упражнение «Минутка»

Цель:

• развитие чувства времени.

Группа садится в круг, закрыв глаза руками. Дается за­дание: после сигнала преподавателя подождать одну ми­нуту (две минуты) и открыть глаза. Каждый ведет свой отсчет самостоятельно. Побеждает тот, кто угадал самое точное время. Первое время можно вести мысленный счет, но главная задача — научиться чувствовать время без внут­реннего счета. Контрольное время можно варьировать — 3, 4, 5 минут и так далее.

Упражнение «Оратор»

Цель:

• развитие чувства времени.

Каждый студент выходит к столу и делает устное сооб­щение на любую тему, можно, например, рассказать о себе, своем ребенке, городе, в котором вы живете, и т. п. Глав­ная задача при этом — уложиться как можно точнее в за­данное время, разумеется, не глядя на часы. Можно зада­вать любое время от трех до шести минут, а если группа маленькая - то и больше.

Упражнение «Стишок»

Цель:

• развитие чувства времени.

Ведущий предлагает студентам найти «свое» стихотво­рение, чтение которого они смогли бы уложить в определен­ное время, например, две (четыре) строфы — за 5 секунд.

Упражнение «Техника интонирования»

Цели:

• развитие навыков риторики;

• предоставить возможность участникам продемонстри­ровать и оценить свои интонационные возможности в общении.

Ведущий дает различные фразы и ставит задачу произ­нести их с различными оттенками в зависимости от ситу­ации (фразы типа «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили вы мою просьбу?», «Прошу вниматель­но отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры», и т. п.).

Затем участники должны по- разному прочитать часть какого-нибудь рассказа из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимики — пан­томимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой и сни­мать излишнее мышечное напряжение). Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы вхо­дите в комнату, где много людей, — раздается смех).

Упражнение «Мысль одна, а слов много»

Цель:

• формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли.

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мыс­ли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предло­жениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл выс­казывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариан­тов.

Упражнение «Фраза по кругу»

Цель:

• развитие навыков эффективного общения. Ведущий предлагает выбрать какую-нибудь простую

фразу, например: «В саду падали яблоки». Участники, на­чиная с первого игрока, произносят эту фразу по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией: вопросительной, восклицательной, удивлен­ной, безразличной и т. д.) если участник не может приду­мать ничего нового, он выбывает из игры, и так продолжа­ется, пока не останется несколько (3-4) победителей. Может быть, игра закончится раньше. Если никто из уча­стников не может придумать ничего нового

Упражнение «Мое»

Цель:

• концентрация, развитие красноречия.

Студенты выступают с темами, в названии которых содержится слово «мое». После каждого выступления группа должна определить его основную цель и тип речи.

Упражнение «Понятия»

Цель:

• развитие логики.

Студентам предлагается определить способ определе­ния понятия, найти ошибку в определениях или проком­ментировать их.

1. Акция — это ценная бумага.

2. Медицина — наука, которая изучает человеческие болезни.

3. Олигоцен — третья эпоха палеогена.

4. Маркетинг — система организации производственной и сбытовой деятельности и управления ею, ориентиру­ющаяся на требования рынка, максимальное удовлет­ворение запросов потребителя.

5. Маркетинг — система мероприятий для изучения спро­са и предложения на потребительском рынке с целью

лучшего удовлетворения покупательского спроса.

6. Внимание — резец памяти. Чем острее резец, тем глуб­же след.

7. Конфронтация — противоборство, противопоставление.

8. Соединительная ткань служит депо (складом) питатель­ных веществ.

9. Наука — способ удовлетворения любознательности отдель­ных лиц за счет государства (академик Л.А. Арцимович).

10. Революционная ситуация возникает тогда, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-старому.

11.Предприниматель — предприимчивый человек.

12.Предприниматель — человек, который хочет, умеет и успешно занимается бизнесом.

13.Рынок — это то, к чему мы стремимся, а дойти никак не можем.

14.Свобода предпринимательства — гарантированная возможность организовать свое дело на негосудар­ственной основе.

15.Свобода предпринимательства — узаконенная спеку­ляция.

16. Деловой человек — тот, кто не теряет времени, у кото­рого все по плану.

17.Деловой человек — предприниматель, бизнесмен.

18.Демократия — власть народа.

19.Демократия — это когда нет порядка.

20.Человек — существо, принадлежащее двум различным мирам: природной необходимости и нравственной сво­боде (Кант).

21. Человек — продукт и субъект общественно-трудовой деятельности (по Марксу).

Упражнение «Продавец»

Цель:

• развитие навыков убеждения.

Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая поку­пателей, нужно продать:

а) ласты;

б) самовар;

в) белую ручную мышку;

г) учебник по культуре делового общения;

д) большой оранжевый зонт.

Упражнение «Ошибка»

Цель:

• развитие культуры речи.

Студентам предлагается отредактировать фразы, объяснить ошибку в построении предложения.

1. Встреча прошла с большим интересом.

2. Я заметил характерную ему ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали внимание на­шей организации.

4. Он попытался предостеречь неверный шаг директора.

5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

6. Обработав эти данные, выяснилась полная картина со­стояния дел.

7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

8. Прочитав рекомендованную преподавателем литерату­ру, студентам стали ясны многие сложные вопросы.

9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросилось стран­ное объявление.

11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне дали.

13. У нас самая дешевая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать обстановку.

15.Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.

16.Приведенные сведения в последнем статотчете гово­рят о том, что проблема еще не решена.

17.Николай ждал меня на коридоре.

18.Я не раз отмечал о том, что необходимо соблюдать ин­струкцию.

19.Все это сказывается на работу.

20.Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Ответы:

1. Встреча вызвала большой интерес.

2. Я заметил характерную для него ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили внимание на­шей организации.

4. Он попытался предостеречь директора от неверного шага.

5. На встрече присутствовал и представитель завода.

6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.

7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.

8. Прочитав рекомендованную преподавателем литерату­ру, студенты поняли многие сложные вопросы. Или: Когда студенты прочли рекомендованную преподава­телем литературу, им стали ясны многие сложные воп­росы.

9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах. Ю.Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне броси­лось странное объявление.

11.Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.

12.Я понял, какой намек мне сделали.

13.У нас самая низкая стоимость товаров.

14.Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугуб­лять обстановку.

15.Для многих стали приманкой квартиры, престижная работа, дачи.

16.Сведения, приведенные в последнем статотчете, гово­рят о том, что проблема еще не решена.

17.Николай ждал меня в коридоре.

18.Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструк­цию.

19.Все это сказывается на работе.

20.Разрешите поднять бокал за наши успехи. Или: разре­шите произнести тост в честь наших успехов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: