Кроме традиционных вузовских технологий обучения, каковыми являются лекция и семинар, при подготовке магистра предлагается использовать ряд интерактивных форм: семинар-дискуссия, «кейс-метод», разбор конкретных ситуаций, обсуждение результатов группового исследования, творческие задания, анализ периодики по отдельной теме и другие.
Конкретно распределение этих форм по темам программы дисциплины выглядит следующим образом:
Задание к теме 1. «Наука в культуре современной цивилизации».
Дискуссия по проблеме содержания термина «наука».
Задание: На основе изучения различных словарей и энциклопедий найдите 5-7 трактовок термина «наука». Проанализируйте их с целью определения контекста рассмотрения, т. е. подхода к пониманию термина «наука». Обоснуйте свои выводы.
Задание к теме 3. «Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции».
Дискуссия о классификации знаний.
Задание: Выберите из разных информационных источников определения знаний. Постарайтесь использовать как можно больше информационных источников (словари, энциклопедии, Интернет, художественную литературу, газеты, телевизионные программы, собственный опыт и т. д.). Проиллюстрируйте эти определения конкретными примерами. Подготовьте электронную презентацию своего сообщения. Составьте схему (модель, структуру) классификации знаний. Представьте вашу работу на практическом занятии. Подберите примеры, иллюстрирующие понятия: данные, информация, знания, мудрость. Обсудите на занятии трудности, с которыми вы при этом встретились. С чем они, по вашему мнению, связаны?
|
|
Задание к теме 5. «Наука как социокультурный феномен».
Обсуждение составленных таблиц.
Задание: Дайте краткую характеристику разработанных в науке теоретических концепций решения проблемы, связанной с тематикой вашего исследования. Проанализируйте основные положения этих концепций с точки зрения целесообразности их использования в качестве теоретических основ вашего исследования. Заполните таблицу:
№ п/п | Теоретическая концепция | Автор (авторы) | Краткая характеристика концепции | Обоснование целесообразности использования в качестве теоретических основ исследования |
Задание к темам 8-11. «Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки».
Обсуждение литературы по теме.
Задание: Составьте аннотированный перечень статей, посвященных этапам развития науки. Составьте список дискуссионных вопросов, которые возникли у вас при изучении представленного материала. Выскажете их на занятии и оцените степень их дискуссионности. Составьте тезаурус основных понятий, которые для вас стали новыми в рассмотренном материале. Найдите толкование этих понятий, используя различные словари, справочники и энциклопедии, а также информационные ресурсы Интернета.
|
|
Задание к теме 12. «Наука будущего: перспективы научно-технического прогресса».
Дискуссия по проблеме.
Задание: На основе изучения литературы по методологии науки, философии науки и науковедению дайте характеристику современного этапа научного познания. Согласны ли вы с позицией В. П. Кохановского, что степень новизны этого этапа позволяет говорить о смене познавательных парадигм? Обоснуйте свою позицию.
Задание к теме 21. «Специфика методологии социально-гуманитарного познания».
Решение проблемной ситуации.
Задание: Можно ли согласиться с тезисом о том, что в настоящее время в социогуманитарных областях научного знания наблюдается непрерывный процесс расширения перечня методологических подходов? Если согласны, то проиллюстрируйте это конкретными примерами.