Тема 3. Методы научного исследования в сфере музейной деятельности

Методы научного исследования музейных фондов: историко-генетический анализ, структурный анализ, систематизация, группировка и классификация музейных предметов и коллекций. Методы научно-исследовательской работы в ходе атрибуции: всесторонний анализ музейных предметов, использование типологических классификаций и сравнительных процедур. Источниковедческий анализ музейных предметов. Методы исторического познания и вспомогательных исторических дисциплин, этнографические методы, искусствоведческий анализ в исследовании музейных коллекций, выработке подходов к их интерпретации, осуществлении атрибуции, выявлении подлинности музейных предметов и оценке их научной значимости. Функциональный анализ в выявлении уникальности музейных предметов и комплексной оценке их значимости в репрезентации социльно-культурной и природной среды. Использование эвристической и герменевтической методологии в ходе научной интерпретации музейных предметов. Методы исследования естественных наук в обеспечении сохранности музейных коллекций, консервации и реставрации.

Порядок использования методов структурного и системного анализа в выявлении принципов построения и организации музейных экспозиций и выставок. Семиотический анализ как средство исследования структуры, информационного потенциала и вариативности интерпретации экспозиций и выставок. Использование методов реконструкции культурных полей, моделирования культурных объектов в экспозиционно-выставочной деятельности. Метод моделирования и его использование в проектировании экспозиций и выставок, экскурсионных и музейно-педагогических программ.

Социологические, педагогические и психологические методы изучения музейной аудитории. Возможности и средства музейной социологии в изучении посещаемости, потребностно-мотивационной сферы, распределения интересов музейной аудитории, выявлении механизмов воздействия музейных предметов и музейной среды, различных форм экспозиционно-выставочной, музейно-педагогической деятельности на музейную публику. Психологические исследования процессов восприятия музейных предметов и памятников, экспозиций и выставок, экскурсий, музейно-педагогических форм, музейной рекламы; выявление педагогического потенциала музейной деятельности. Построение типологии музейной публики. Структурно-функциональный метод в ходе анализа основных форм музейно-педагогической деятельности. Системный подход в исследовании взаимодействия музея и публики.

Моделирование в разработке концепции деятельности музея, принципов управления, менеджмента и маркетинга. Научные методы оценки эффективности информационного обеспечения музейной деятельности. Экспериментальная апробация использования инновационных технологий в музейной деятельности.

Условия и возможности использования историко-генетического метода в выявлении причин возникновения проблемных ситуаций в музейной деятельности. Особенности применения функционального подхода в исследовании основных направлений музейной работы. Порядок использования системного метода в выявлении внутренней организации и целостности различных форм реализации базовых функций музея; возможности выделения микро- и макросистем в профессиональной сфере; определение системообразующих факторов (принципов) в реализации различных направлений деятельности музея.

Методы исследования педагогического потенциала экскурсионной деятельности. Выявление системообразующих факторов, определяющих поведение экскурсионной аудитории. Общенаучные и специальные методы исследования целевой аудитории и потенциальных потребителей экскурсионных услуг. Системный, структурно-функциональный и типологический методы в исследовании экскурсионной аудитории. Социологические, психологические и педагогические методы исследования экскурсионной аудитории (психолого-педагогических характеристик, информированности, распределения интересов и внимания экскурсантов, процессов восприятия экскурсий). Моделирование психолого-педагогического портрета и поведения аудитории. Методы исследования механизмов формирования спроса на экскурсионные услуги и расширения контингента потребителей. Условия применения и принципы использования вербально-коммуникативных методов, контент-анализа, наблюдения, тестирования.

Экспериментальный метод как форма апробации инновационных технологий в экскурсионной деятельности. Качественные методы исследования экскурсионной деятельности. Методология научной оценки эффективности методов экскурсионной работы и качества экскурсионного обслуживания.

Исторические, культурологические, искусствоведческие методы исследования экскурсионных ресурсов. Методы моделирования и реконструкции в ходе проектирования экскурсионных маршрутов и программ экскурсионного обслуживания. Семиотический подход в исследовании содержания, структуры экскурсионных маршрутов, способов интерпретации экскурсионного материала, эффективности обратной связи.

Структурно-функциональный метод в исследовании методологии экскурсионной работы, выявлении актуальности и способов реализации методов экскурсионного показа и рассказа. Использование сравнительного (компаративного) подхода в ходе изучения принципов организации экскурсионной деятельности и форм применения традиционных и инновационных экскурсионных методов. Научные методы оценки эффективности информационного обеспечения экскурсионной деятельности. Использование общенаучных и специальных методов исследования в процессе проведения маркетингового анализа в сфере экскурсионных услуг. Применение системного анализа и структурно-функционального подхода в исследовании профессиональной культуры экскурсовода.

Тема 4.Технологии применения общенаучных и специальных методов исследования в сфере музейного дела.

Основные условия и принципы использования типологического метода с целью систематизации и группировки музейных экспозиций и выставок,музейныхпредметов и коллекции; построение типологии музейной публики. Типологический метод в исследовании экскурсионной деятельности: группировке и систематизации экскурсионных ресурсов, экскурсионных маршрутов и программ, построении типологии экскурсионных групп и потребителей экскурсионных услуг.

Поиск критериев (показателей) для сравнительной оценки деятельности музеев, принципов и форм реализации различных направлений музейной деятельности. Разработка возможных показателей для осуществления сравнительного подхода в ходе исследования экскурсионной деятельности. Технологии и условия применения структурно-функционального анализа в ходе научного исследования реализации музеем социальных функций, изучения музейных фондов, систем учета и хранения коллекций, экспозиций и выставок, музейно-педагогических программ. Особенности использования структурно-функционального подхода в исследовании экскурсионно-туристических ресурсов, экскурсионных маршрутов и программ экскурсионного обслуживания, информационного обеспечения экскурсионной деятельности, рынка экскурсионных услуг. Применение системного анализа в исследованиях музейной деятельности; выявление системообразующих факторов в обеспечении реализации базовых функций музея. Экскурсионная деятельность как система взаимосвязанных элементов.

Метод моделирования в процессе разработки концепции деятельности музея, выявлении социально-демографических и психологических характеристик музейной публики. Технологии построения модели специалиста в сфере музееведения. Метод реконструкции в ходе осуществления музеефикации и реставрации памятников. Методы моделирования и реконструкции в исследовании экскурсионной деятельности. Технологии построения модели специалиста в сфере экскурсоведения; моделирование в ходе построения экскурсионных маршрутов, моделирование психолого-педагогического портрета целевой аудитории, сферы восприятия и поведения потребителей экскурсионных услуг.

Разновидности социологических и психологических методов исследования, сравнительный анализ условий и способов их применения в музейной и экскурсионной деятельности. Разновидности вербально-коммуникативных методов. Основные принципы построения анкеты, плана экспертного опроса. Типология и разновидности вопросов. Особенности проведения пилотажного опроса. Методика и технологии проведения наблюдения, тестирования, Эксперимент как форма апробации и проверки эффективности форм и методов профессиональной деятельности.Метод контент-анализа в ходе обработки и систематизации документации, материалов эмпирических исследований. Музейная и экскурсионная документация как источник эмпирических данных. Оценка педагогического эффекта музейной и экскурсионной деятельности. Способы оценки эффективности инноваций в музейной и экскурсионной деятельности. Обоснование исследовательских технологий и способы их апробации.

Планы практических занятий

Практическое занятие 1. Основные направления научно-исследовательской деятельности в музеях.

1. Особенности научно-исследовательской работы музея.

2. Актуальные направления научно-исследовательской деятельности музея.

3. Актуальные направления научно-исследовательской деятельности в области экскурсоведения.

4. Содержание проблемных ситуаций и структура научных проблем в музейной и экскурсионной деятельности.

Практическое занятие 2. Технологии применения общенаучных и специальных методов исследования в сфере музейного дела.

1. Общенаучные и специальные методы исследования музейных предметов и коллекций; методы научного исследования памятников в процессе музеефикации.

2. Методы научного исследования экспозиционной и выставочной деятельности музея.

3. Основные подходы к изучению музейной и экскурсионной аудитории и публики.

4. Разновидности социологических и психологических методов исследования в музейной и экскурсионной деятельности.

5. Обоснование методов исследования как условие эффективного разрешения исследовательских задач.

Практическое занятие 3. Разработка программы научного исследования музейной деятельности.

1.Представить характеристику проблемной ситуации в рамках направления научного исследования музейной деятельности, определяющего научные интересы студента в профессиональной сфере; обосновать актуальность планируемого исследования.

2. Определить объект и предмет исследования.

3. Определить методы исследования поставленной проблемы; представить обоснование эффективности использования конкретных исследовательских процедур.

4. Раскрыть задачи, выдвигаемые на формулятивном, дескриптивном и экспериментальном этапах исследования.

Форма представления результатов:

Выступление на практическом занятии, построенное по следующему плану

-развёрнутая характеристика проблемной ситуации;

- определение объекта и предмета исследования;

- перечень общенаучных и специальных методов исследования; обоснование их эффективности в разрешении поставленных задач;

- краткая характеристика основных этапов исследования (формулятивного, дескриптивного, экспериментального).

Практическое занятие 4. Использование общенаучных методов исследования в профессиональной сфере.

1.Определить возможные признаки для выделения типологических групп:

- музейных экспозиций и выставок;

-предметов в составемузейной коллекции;

- посетителей музеев и выставок, экскурсионной аудитории;

- экскурсионных ресурсов музейных экспозиций и выставок.

2. Определить возможные критерии (показатели) сравнения:

- экспозиций и выставок;

- качества экскурсионного обслуживания посетителей музеев;

- использования информационных технологий в музейной деятельности;

- рекламной деятельности.

3. Представить план структурно-функционального анализа:

- музейной деятельности;

- музейной экспозиции;

- экскурсионных маршрутов / программ экскурсионного обслуживания в музее;

- музейно-педагогической программы;

- Интернет-сайта музея.

4. Представить план системного анализа процесса взаимодействия музея и публики.

Форма представления результатов:

- развёрнутый план использования научных методов;

- раскрытие поэтапной реализации плана использования научных методов в ходе устного выступления на аудиторном занятии.

Практическое занятие 5. Организация и методика применения социологических и психологических методов исследования музейной деятельности: вербально-коммуникативные методы.

1.Разработать план и структуру экспертного опроса в форме интервью по научной проблеме, определяющей тематику дипломной работы.

2. Составить анкету с целью исследования музейной публики.

При разработке анкеты необходимо соблюдение следующих требований:

- раскрытие целей и задач опроса, определение круга респондентов;

- выделение основных смысловых блоков анкеты;

- включение в анкету вопросов различного типа: открытого, закрытого или полузакрытого вопросов, вопроса-меню, ранжирования, шкалирования, проективного вопроса.

3. Провести экспресс-опрос с целью апробации представленных исследовательских технологий.

Форма представления результатов:

- план экспертного опроса (интервью);

- анкета;

- материалы экспресс-опроса.

Практическое занятие 6. Организация и методика применения социологических и психологических методов исследования музейной деятельности: наблюдение, качественные методы исследования.

1. Разработать план наблюдения за ходом восприятия экспозиции (выставки) музейной публикой в процессе экскурсии или самостоятельного посещения; выявить индикаторы наблюдаемого поведения, построить шкалу силы проявления реакции; подготовить протокол регистрации данных наблюдения.

2. Применить метод фокус-группы с целью исследования представлений студенческой группы о базовых элементах профессиональной культуры и критериях оценки её уровня.

3. Провести глубинное интервью (нарративное или фокусированное по выбору студента) с участниками студенческой группы с целью выявления их представлений о профессиональной деятельности.

Форма представления результатов:

- бланк протокола регистрации данных наблюдения;

- транскрипт интервью.

Практическое занятие 7. Метод эксперимента в научном исследовании деятельности музея.

Составление плана экспериментальной проверки эффективности различных форм музейной деятельности (по выбору студентов):

- использования информационных технологий в музейной деятельности;

- научного и художественного проектирования экспозиций и выставок;

- музейно-педагогических методов и программ;

- использования инновационных технологий менеджмента и маркетинга.

В программе должны быть отражены:

- исследовательская гипотеза, отражающая причинно-следственные связи, подлежащие экспериментальной проверке;

- условия проведения эксперимента;

- экспериментальный фактор и зависимая переменная;

- экспериментальная и контрольная группы;

- порядок проведения измерительных и сравнительных процедур;

- формы фиксации результатов.

Форма представления результатов:

- программа эксперимента;

- описание условий проведения эксперимента в устном выступлении.

Практическое занятие 8. Методы обработки данных; анализ и обобщение результатов эмпирического исследования музейной деятельности.

1. Провести количественную обработку данных анкетирования; представить результаты одномерного и двумерного распределения данных по исследуемым признакам объекта.

2. Применить метод контент-анализа для обработки данных анкетирования; на основании результатов контент-анализа построить модель исследуемого объекта.

3. Провести качественный анализ данных, собранных в ходе применения фокус-группы и глубинного (нарративного или фокусированного) интервью: структурирование, аналитическое описание текстов.

Форма представления результатов:

- демонстрация результатов количественной обработки данных анкетирования (с использованием таблиц и диаграмм);

- презентация результатов контент-анализа;

- аналитическое описание данных фокус-группы и глубинного интервью.

и результатов контент-анализа

Практическое занятие 9. Интерпретация и способы презентации результатов эмпирического исследования.

Подготовить отчет по итогам применения общенаучных и специальных методов исследования в процессе разрешения проблемной ситуации в сфере музейной деятельности. Подведение итогов осуществляется по следующему плану:

- изложение и анализ полученных данных в соответствии с поставленными задачами и выдвинутыми гипотезами исследования;

- основные выводы эмпирического исследования;

- краткое описание проекта разрешения проблемной ситуации;

- определение путей дальнейшего исследования данной проблемы.

Форма представления результатов:

- отчет по итогам использования методов научного исследования в профессиональной сфере.


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: