Вопрос № 28

Шкалирование. Измерение при изучении социальных отношений.

Математические и статистические методы исследования явля­ются также средствами получения нового фактического материала. С этой целью используются приемы шкалирования, дающие возможность более точно оценивать действия как исследо­вателя, так и исследуемых.

Шкалы возникли из-за необходимости объективно и точно ди­агностировать и измерять интенсивность определенных психолого-педагогических явлений. Шкалирование дает возможность упорядо­чить, количественно оценить, определить низшую и высшую ступе­ни исследуемого явления.

Так, при исследовании познавательных интересов студентов можно установить их границы: очень большой интерес - очень сла­бый интерес. Между этими границами ввести ряд ступеней, создаю­щих шкалу познавательных интересов: очень большой интерес (1); большой интерес (2); средний (3); слабый (4); очень слабый (5).

В психолого-педагогических исследованиях используются шка­лы разных видов, например:

- Трехмерная шкала

Очень активный 10

Активный 5

Пассивный 0

- Многомерная шкала

Очень активный 8

Среднеактивный 6

Не слишком активный 4

Пассивный 2

Полностью пассивный 0

- Двусторонняя шкала

Очень интересуется 10

Достаточно интересуется 5

Равнодушен 0

Не интересуется -5

Совершенно нет интереса -10

Также может использоваться биполярная шкала с нулевой вели­чиной в центре:

Дисциплинированность 54321012345 Недисциплинированность

Ярко выраженная 54321012345 Неярко выраженная

Оценочные шкалы могут быть изображены графически. В этом случае они выражают категории в наглядной форме. При этом каж­дое деление (ступень) шкалы характеризуется вербально.

Вопрос № 29


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: