Формообразование в дизайне — процесс достижения тектоничных качеств
объекта за счет разработки его морфологии на основе материализации содержания,
выявленного в процессе смыслообразования.
Формообразование включает определение внутренней формы проектируемого
объекта (структуры) и его внешней формы (обозримой оболочки объекта).
В процессе формообразования осуществляется поиск взаимосвязи между
содержанием проектируемого объекта и его формой: с помощью средств
деятельности разрабатываются функционально-технологическая и объемно-
пространственная структуры объекта на основе взаимосвязи компонентов «внешнее
содержание — внутреннее содержание — внешняя форма — внутренняя форма».
Форма —
1) морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта,
возникающая в результате содержательного преобразования материала;
2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория
и предмет творческой деятельности — литературы, искусства, архитектуры и дизайна.
|
|
Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-
ориентированную информацию.
Форма в дизайне — особая организованность предмета, возникающая как результат
деятельности дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств —
конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.
Образование формы сводится к выявлению и фиксации в объекте проектирования его
базовых свойств и качеств, т.е. содержания формы, являющейся способом
существования последнего.
Дизайнеры всегда имеют дело с формой, которая должна быть цельной, что означает
не «раздвоенность» содержания и формы, а переплетение структуры (внутренней
формы) объекта или комплекса и его облика (условно — внешней формы).
Внешняя форма — обозримая оболочка объекта, ее лицевая поверхность со всей совокупностью частей и элементов внешнего вида: рельефом, фактурой, цветом, различными членениями (проемы, выступы, ниши, отбортовки), декоративными элементами, светотеневыми эффектами и другими факторами, создающими образ предмета.
При организации внешней формы особое значение приобретают такие средства деятельности как архитектоника и композиционное формообразование.
Тектоника —зримое, понятное и художественное воплощение во внешнем облике объекта его
назначения, принципов функционирования, пространственной организации, конструктивно-
технологической основы; эстетически осмысленное выражение работы конструктивной структуры
в пластике «внешней» формы.
|
|
Тектоника в дизайне – закрепленное в форме дизайнерского объекта опосредованное
представление о закономерностях егофункционально-конструктивного решения, своего рода
«изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и
устойчивость его конструктивной, функциональной или визуальной структуры.
Тектоничные особенности объектов дизайна определяются:
• объективными особенностями функционально-технической компоновки объекта (принципы
технического решения, его эффективность, новизна, рациональность конструкций и т.д.)
• нацеленностью визуальных предложений (композиционная структура, цветовая гамма,
выразительность формы и пр.).
Факторы формообразования — жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально-экономических, функциональных, деятельностных, инженерно-технических и других сложно взаимодействующих
аспектов образа жизни.
Направления дизайнерского творчества, специфика которых определяется объективной обусловленностью факторов формообразования и морфологии:
1) многофакторное формообразование с доминированием организации процессов
жизнедеятельности;
2) формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами
(объекты производственного назначения, где определяющим являются требования к организации
трудовых процессов); формообразование конструкции определяется как результат технической
реализации рабочей функции изделия, его утилитарного назначения и способа использования;
3) формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным)
фактором (факторы, формирующие социально-культурную сущность изделия, определяют
композиционное формообразование как результат гармонизации структуры и формы изделия;
эта гармонизация предполагает отражение в форме и воплощение в ней как социально-культурной,
так и утилитарно-технической сторон сущности (содержания) объекта разработки, что достигается
интегрированием конструкции и композиции, слиянием утилитарного и эстетического начал
(пользы и красоты) в целостной форме произведения дизайна).
Концепция формообразования:
1. Геометрическая концепция формы. (воплощение идей чистых форм – Малевич) В основе идея искусственной среды
Органическая концепция формы (на растительных формах, органичных) – 70х при появл. Пластмассы
2. Метафорическая концепция (символика) Дали 1936г. – диван «красные губы»
3. Технонаучная – информационная – после 90х – компьютерных. Фактор – средообразование и формообразование.
Проектируемый дизайнером предмет выступает с одной стороны как оформленное производством «природное тело», имеющее свою морфологию, простанственную организованность, с др. – как обществ. человеческая полезность, знач-ть, ценность.