Форма и формообразование как базовая категория дизайна

Формообразование в дизайне — процесс достижения тектоничных качеств

объекта за счет разработки его морфологии на основе материализации содержания,

выявленного в процессе смыслообразования.

Формообразование включает определение внутренней формы проектируемого

объекта (структуры) и его внешней формы (обозримой оболочки объекта).

В процессе формообразования осуществляется поиск взаимосвязи между

содержанием проектируемого объекта и его формой: с помощью средств

деятельности разрабатываются функционально-технологическая и объемно-

пространственная структуры объекта на основе взаимосвязи компонентов «внешнее

содержание — внутреннее содержание — внешняя форма — внутренняя форма».

Форма

1) морфологическая и объемно-пространственная структурная организация объекта,

возникающая в результате содержательного преобразования материала;

2) внешнее или структурное выражение какого-либо содержания, важнейшая категория

и предмет творческой деятельности — литературы, искусства, архитектуры и дизайна.

Форма живет как в пространстве, так и во времени восприятия и несет в себе ценностно-

ориентированную информацию.

Форма в дизайне — особая организованность предмета, возникающая как результат

деятельности дизайнера по достижению взаимосвязанного единства всех его свойств —

конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности и пр.

Образование формы сводится к выявлению и фиксации в объекте проектирования его

базовых свойств и качеств, т.е. содержания формы, являющейся способом

существования последнего.

Дизайнеры всегда имеют дело с формой, которая должна быть цельной, что означает

не «раздвоенность» содержания и формы, а переплетение структуры (внутренней

формы) объекта или комплекса и его облика (условно — внешней формы).

Внешняя форма — обозримая оболочка объекта, ее лицевая поверхность со всей совокупностью частей и элементов внешнего вида: рельефом, фактурой, цветом, различными членениями (проемы, выступы, ниши, отбортовки), декоративными элементами, светотеневыми эффектами и другими факторами, создающими образ предмета.

При организации внешней формы особое значение приобретают такие средства деятельности как архитектоника и композиционное формообразование.

Тектоника —зримое, понятное и художественное воплощение во внешнем облике объекта его

назначения, принципов функционирования, пространственной организации, конструктивно-

технологической основы; эстетически осмысленное выражение работы конструктивной структуры

в пластике «внешней» формы.

Тектоника в дизайне – закрепленное в форме дизайнерского объекта опосредованное

представление о закономерностях егофункционально-конструктивного решения, своего рода

«изображение» напряженности состояния некоей целостности, иллюстрирующей логику и

устойчивость его конструктивной, функциональной или визуальной структуры.

Тектоничные особенности объектов дизайна определяются:

• объективными особенностями функционально-технической компоновки объекта (принципы

технического решения, его эффективность, новизна, рациональность конструкций и т.д.)

• нацеленностью визуальных предложений (композиционная структура, цветовая гамма,

выразительность формы и пр.).

Факторы формообразования — жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально-экономических, функциональных, деятельностных, инженерно-технических и других сложно взаимодействующих

аспектов образа жизни.

Направления дизайнерского творчества, специфика которых определяется объективной обусловленностью факторов формообразования и морфологии:

1) многофакторное формообразование с доминированием организации процессов

жизнедеятельности;

2) формообразование с доминирующими функционально-технологическими факторами

(объекты производственного назначения, где определяющим являются требования к организации

трудовых процессов); формообразование конструкции определяется как результат технической

реализации рабочей функции изделия, его утилитарного назначения и способа использования;

3) формообразование с доминирующим информационно-эмоциональным (социокультурным)

фактором (факторы, формирующие социально-культурную сущность изделия, определяют

композиционное формообразование как результат гармонизации структуры и формы изделия;

эта гармонизация предполагает отражение в форме и воплощение в ней как социально-культурной,

так и утилитарно-технической сторон сущности (содержания) объекта разработки, что достигается

интегрированием конструкции и композиции, слиянием утилитарного и эстетического начал

(пользы и красоты) в целостной форме произведения дизайна).

Концепция формообразования:

1. Геометрическая концепция формы. (воплощение идей чистых форм – Малевич) В основе идея искусственной среды

Органическая концепция формы (на растительных формах, органичных) – 70х при появл. Пластмассы

2. Метафорическая концепция (символика) Дали 1936г. – диван «красные губы»

3. Технонаучная – информационная – после 90х – компьютерных. Фактор – средообразование и формообразование.

Проектируемый дизайнером предмет выступает с одной стороны как оформленное производством «природное тело», имеющее свою морфологию, простанственную организованность, с др. – как обществ. человеческая полезность, знач-ть, ценность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: