Какие показатели применяются для оценки рыночной власти фирмы? Назовите и охарактеризуйте их. Существуют ли проблемы подсчета этих показателей на практике?

Рыночная власть представляет способность производителя или потребителя воздействовать на рыночную цену.
Степень рыночной власти фирмы можно установить посредством коэффициента Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене фирмы и выражается в абсолютных величинах, изменяясь от 0 для совершенной конкуренции до 1 для монополии.

Фирмы-производители поставляют на рынок товаров и услуг различные блага для удовлетворения потребностей обще­ственных масс. Соответственно они осуществляют свою дея­тельность под воздействием величины и структуры потреби­тельского спроса и других элементов рыночного механизма. В то же время товаропроизводители, устанавливая цены на свою продукцию, а также, проводя широкие рекламные ком­пании, оказывают давление на потребителя. Степень воздей­ствия непосредственно зависит от доли рынкаи власти фирмы.

Таким образом, рыночная власть фирмы — это ее возмож­ность распространять контроль и деятельностьна механизм рынка и его процессы (формирование спроса и предложения, уровень цен и пр.) и, как следствие, на конкурентов. Рыноч­ная власть определяет масштабы деятельности фирмы: нас­колько свободно она может распоряжаться на рынке и какими рамками ограничено ее существования. Когда этот показатель слишком высок, получается, что доли конкурентов в общей сумме значительно ниже. Следовательно, большая часть потребителей находится во власти такой фирмы. Столь край­няя форма зачастую принимает вид монополизма. Только фирма-монополист способна жестко регулировать процесс ценообразованияи объема выпуска продукции, а также вести собственную торговую политику, даже если она идет в ущербдругим организациям и самим потребителям.

Все показатели рыночного влияния в зависимости от направления их расчета делят на прямые и косвенные.Прямые показатели дают возможность определить долю фирмы на рынке, уровень ее рыночной власти, процесс принятия реше­ний и, конечно, тип конкуренции. Иными словами, здесь определяется характер конкуренции сколько фирм занимают лидирующее положение на рынке, каковы степень их разви­тия и кругпотребителей их продукции. Косвенные показатели дают полную картину рынка, систематизируют все показатели рыночной ситуации в их совокупности. Для анализа и оценки организационного влиянияна рыночную систему и всех ее субъектов необходимо ознакомиться с формулами, которые позволяют дать количественную характеристику власти фирмы.

Как известно, самые высокие цены на рынке те, которые устанавливает монополия. Фирма-монополист обладает уни­кальными ресурсами и может производить ни с чем не сравни­мый продукт, который крайне необходим всему обществу, но не может быть приобретен где-нибудь еще. Но монополия ставит целью максимизацию всей массы прибыли, а не только ее вели­чины на единицу продукции. Следует заметить также, что монопольная власть определяется обратной зависимостью от эластичности потребительского спроса и его чувствительно­сти к динамике рыночных цен. Поскольку эластичность спро­са показывает его чувствительность к стоимости благ, то, чем выше данный показатель, тем ниже оказываются возможности влияния фирмы на рынке, так как тогда она не может необосно­ванно поднимать цены и злоупотреблятьсвоими правами.

Индекс Лернера (IL) может быть рассчитан посредством вычитания предельных издержек из величинымонопольной цены при пересчете на уровень неконкурентных цен:

IL = [P (m) — MC] / P (m),

где P (m) — цена монопольного рынка;

MC — издержки на дополнительно произведенную еди­ницу продукцию.

При этом 0 < IL < 1. Если данный показатель по своему значению ближе к 0, это свидетельствуето преобладании на рынке совершенной конкуренции, которая наиболее приемле­ма для успешного развития рыночной экономики. Чем ближе данная величина к единице, тем больше вероятность того, что на рынкепоявилась фирма, желающая диктовать свои усло­вия, — монополист. Олигополия характеризуется индексом Лернера около 0.6 — 0.8, поскольку есть не что иное, как промежуточное состояние между монополизмоми совершенной конкуренцией. Зачастую коэффициент Лернера оказывается тяжело подсчитатьиз-за предельных издержек, поэтому в этом случае гораздо удобнее использовать величину средних издержек как затрат на единицу продукции. В этом случае:

IL = (P — АС) / P.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) — еще один показа­тель степени концентрации рынка. Он может быть рассчитан как сумма долей каждой фирмы в отдельности, которые ведут свою производственную и сбытовуюдеятельность на данном рынке:

IHH = Сумма (qi)2,

где qi — продукт, произведенный одной из фирм.

IHH характеризуется неравенством: 0,01 < IHH < 1. Соот­ветственно чем меньше его значение, тем сильнее конкурен­ция и слабее рыночная власть.

Таким образом, благодаря данным показателям государ­ство может контролировать процесс функционирования фирм и, как следствие, бороться с монополиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: