Преемственность в развитии научных знаний

Актуальность для общ-ва проблемы преемственности (далее – п) научных зн-ий прежде всего обусл превраще-м науки в важн фактор общ прогресса.

Смысл п хорошо охар-л Гегель в своей Науке логики удержать полож-ное в его отриц-ном, содержа­ние предпосылки в её рез-те это самое важное в основанном на разуме познании, в то же время достаточно простейш размышления, чтобы убедиться в абсол истин-ти и необх-ти этого требования.Логический анализ производится именно и прежде всего с точки зрения удержания полож в отрицательном (что удерживается? как? каким образом?).

П в истор плане предстает как более про­тиворечивый зигзагообразный процесс. Поскольку критерии истин ценного, полож-го (выступающие принципами п но­вого знания), сами проходят проверку временем, практикой и не всегда её выдерживают - постольку п с точки зрения имеет более широкое содержание. Она включает в себя в сфере теории насле­дование очередными поколениями как научно доказанных истин, так и идей, кот еще предстоит доказать, а такие ошибочных, в том числе и реакционных взглядов в психологии ученых - излишнюю пристрастность к одним и предубежденность против других точек зрения и т.д. Иссл-ие процесса п в историческом выступает важным условней оптимального управления развити­ем науки и умелого пользования человечеством уже накопленными зна­ниями об окружающем мире. Подобное же влияние на п знаний об обществен­ных явлениях, законах оказывает и их исторический характер.

- Доказательство истинности догадок о будущем затруднено от­сутствием или незрелостью нарождающихся отношений, тенденций.

Особое влияние на преемственность знаний в науке оказывает интерес господствующего класса в принятии распространении и углуб­ления новых знаний определяемый тем, что в руках последнего сосредоточена политическая власть, экономическое могущество, ему на длитель­ный период историй принадлежит монополия на образование.

Каждый этап развития науки в целом хар-ся своим опр фондом накопленных знаний. Однако для социал науки это суждение правомерно в гораздо меньшей степени, чем по отношение к естеств-анию и техн наукам. Если уровни развития естеств-техн знаний в странах с относительно равным экон развитием более или менее сравнимы, то для обществ наук они могут быть весьма различны. Современный этап развития науки требует не только разработки имеющегося наследия о преемственности знаний, но и ста­вит ряд новых специфических проблем. Одной из таких, является проблема возрастания удел веса принятия нами все большей части научного знания, его оценки лишь на уровне изучений в готовом виде (в силу увел-ия объёма инфии, дифференциации наук), а не на уровне обоснования её истинности или проверки этого обоснования.

59. Предвидение и его роль в науке. Основывающиеся на обобщении теоретических и экспериментальных данных и учете объективных закономерностей развития предсказание наблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и общества Н.П. может быть двоякого рода: 1)относительно неизвестных, не зарегистрированных в опыте, но существующих явлений (напр. Предсказание античастиц, новых хим. элементов, месторождений ископаемых и т. д.) 2) относительно явлений которые еще только должны возник никнуть в бедующем при наличии определенных условий. Н.П. всегда основывается на распространении познанных законов природы и общества на область неизвестных или не возникших еще явлений, где данные законы должны сохранять силу Н.П. неизбежно содержит и элементы вероятностных предположений, особенно в отношении конкретных событий будущего и их сроков. Это обусловлено возникновением в процессе развития качественно новых причинных связей и возможностей, не существовавших ранее, а в применении к обществу – особой сложностью процессов его развития. Критерием правильности Н.П. в конечном счете всегда является практика.

60. Понятие «верификация» в науке. Верификация (с лат. док-во, подтверждение) – как он был сформулирован в Венском кружке, понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждений, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к-л положения к прямо верифицируемым утверждениям. Научные положения, содержащие развитые теоретические понятия, относятся к косвенно верифицируемым утверждениям. Верификация – актуальный процесс проверки реальных утверждений и верифицируемость – возможность верификации её условия. Анализ условий и схем верификации выступают в качестве предмета логико-методологического исследования. Термин получил широкое распространение в связи с концепцией анализа языка науки в логическом позитивизме, который и сформировал принцип верификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: