Признаки рыночной структуры

Тема 3: Рыночные поведения конкурентных фирм

План:

1. Совершенная конкуренция и ее основные черты. Два подхода к анализу: Принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.

2. Совершенная конкуренция и эффективность. Фирма на рынке совершенной конкуренции

3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде

Совершенная конкуренция и ее основные черты. Два подхода к анализу: Принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.

Наиболее сильным фактором, определяющим условие функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции, а также возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию.

Конкуренция — борьба между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров

Конкуренция выполняет важнейшие функции в микроэкономике: регулирующую, инновационную и аллокационную (функция наиболееэффективного размещения производственных ресурсов).

Совершенная конкуренция —это такая организация рынка, при которой функционирует множество мелких фирм, не способных оказывать влияние на цены и рыночное равновесие.

Несовершенная конкуренция — это организация рынка, при которой фирмы могут оказывать влияние на цены и рыночное равновесие.

Рынок совершенной конкуренции - это такая форма организации рынка, при которой на рынке действует большое количество фирм, мелких по размеру, производящих однородную продукцию и не способных влиять на уровень цен. Совершенно конкурентная фирма - это фирма, которая продает свою продукцию на рынке по господствующей на нем цене, являясь ценопринимающей фирмой (pricetaker).

Таким образом, характерными чертами рынка являются:

1) большая емкость рынка;

2) большое количество фирм;

3) малый размер фирмы;

4) каждая фирма действует изолировано, не согласовывает свое поведение с другими фирмами;

5) цена формируется стихийно, в результате взаимодействия спроса и предложения и ни одна фирма не может на нее воздействовать;

6) существует свобода входа на рынок и выхода из него;

7) продукция однородная, может продаваться в любом количестве, покупателю безразлично у какой фирмы ее покупать;

8) на рынке существует мгновенное распространение информации;

9) факторы производства обладают абсолютной мобильностью.

Рынок совершенной конкуренции рассматривается как идеальная модель функционирования экономики и редко встречается в реальной практике. К нему можно отнести с определенной условностью товарную и фондовую биржи.

При анализе поведения фирмы принято считать, что главной целью фирмы является экономическая прибыль, так как нормальная прибыль включается в экономические издержки фирмы, рассматривается как необходимые затраты с точки зрения общества для компенсации усилий предпринимателя.Для того чтобы разобраться с понятием экономическая прибыль, необходимо ввести понятие доход фирмы.

Различают общий доход (TR) – сумма денег, которую получит фирма от реализации всей произведенной продажи.

Средний доход (AR) – доход, получаемый фирмой от реализации единицы продукции. На рынке совершенной конкуренции фирма не может влиять на цену, поэтому AR будет равен цене, по которой реализуется продукция.

Предельный доход (MR) – доход, который получает фирма от реализации дополнительных единиц продукции. На рынке совершенной конкуренции MR фирмы равен цене за одну единицу товара.

MR =DTR/DQ= .

Исходя из этого, можно определить экономическую прибыль как разницу между общим доходом от реализации продукции и общими экономическими издержками фирмы на производство и реализацию данной продукции. При этом следует помнить, что общие экономические издержки включают в себя нормальную прибыль. Таким образом, экономическая прибыль характеризует доход, который получит фирма сверх издержек производства с точки зрения общества.

Объем прибыли фирмы зависит от трех компонентов:

1) цена, по которой продается произведенная фирмой продукция;

2) объем производства продукции;

3) средние издержки производства и реализации продукции.

На рынке совершенной конкуренции фирма не может воздействовать на цену. Поэтому максимизировать прибыль она может за счет поиска оптимального объема производства и мероприятий, снижающих средние издержки.

Рассматривая рынок совершенной конкуренции можно утверждать, что на рынке в целом действует закон спроса, то есть, если упадет цена, будет продано больше продукции.

Если рассматривать спрос с точки зрения отдельно взятой фирмы совершенного конкурента, то он будет совершенно эластичен, то есть фирма может продавать любое количество продукции при цене, которая сложилась на рынке. Данный вывод сформулирован на основе зависимости между ценой, средним и предельным доходом.

Анализ поведения фирмы строится на двух предположениях:

1) фирма производит только один продукт

2) единственной целью фирмы является максимизация прибыли. В реальной жизни поведение фирмы может определяться и другими целями: сохранение позиций на рынке, завоевание новых сегментов рынка и т.д. Эти подходы анализируются в продвинутых курсах экономической теории.

Фирма совершенной конкуренции использует два подхода для определения оптимального объема производства, гарантирующего максимальную прибыль.

Первый подход основан на сопоставлении общего дохода и общих издержек. В этом случае руководство фирмы рассчитывает величину ожидаемого общего дохода и общих издержек при различных объемах производства и выбирает такой объем продукции, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна (Рис.3.1).

Рис.3.1 Максимизация прибыли при подходе TR-TC

Точка пересечения кривых общих издержек и общего дохода называется точкой безубыточности, то есть при данных объемах производства продукции фирма получает нормальную прибыль и полностью компенсирует бухгалтерские издержки.

При объеме производства меньше первой точки безубыточности (А) и больше второй точки безубыточности (В) фирма несет убытки, так как издержки производства продукции превышают доход, который получает фирма от реализации этой продукции.

Второй подход основан на сопоставлении предельных величин: фирма сопоставляет MR и MC при каждом дополнительном объеме производства продукции и выбирает такойпри котором МR=МC (Рис.3.2).

Рис. 3.2 Максимизация прибыли при подходе МR=МC

Если объем производства меньше оптимального, то фирма не получает полного объема экономической прибыли, так как на рынке реализуется недостаточно продукции, не удовлетворяются все платежеспособные потребности. Если объем производства больше оптимального, то дополнительно произведенная продукция имеет издержки выше, чем цена и, как следствие, это сокращает объем прибыли, получаемой фирмой.

Рыночная структура — это совокупность организационных признаков рынка, которые предопределяют тип конкуренции между фирмами и способ установления рыночного равновесия.

Типология рыночных структур основана на ранее проанализированных нами признаках. В соответствии с этим выделяют два типа рыночных структур, которые в свою очередь являются критериями для выявления двух типов конкуренции — совершенной и несовершенной. Рассмотрим кратко каждый тип, поскольку более подробный анализ их функционирования будет представлен далее в этой и последующих главах.

Совершенная конкуренция — это такая организация рынка, при которой функционирует множество мелких фирм, не способных оказывать влияние на цены и рыночное равновесие.

Несовершенная конкуренция — это организация рынка, при которой фирмы могут оказывать влияние на цены и рыночное равновесие. В рамках несовершенной конкуренции выделяют несколько видов рыночных структур (см. таблицу 3.1).

Таблица 3.1. Типы конкурентных структур.

Типы конкурентных структур Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода на рынок Контроль над ценой со стороны фирмы
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная Никаких затруднений Цены определяются рынком
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная Никаких затруднений Влияние фирмы ограничено
Олигополия Число фирм невелико. Есть крупные фирмы Разнородная или однородная Возможны препятствия при входе Существует влияние ценового лидера
Монополия Одна фирма Уникальная Непреодолимые препятствия при входе Практически полный контроль

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, при котором фирмы могут влиять на цену продукта в рамках отдельного рыночного сегмента. Степень их влияния детерминирована уровнем дифференциации и уникальности продукта, который они производят. Данное строение рынка довольно распространено в современных условиях и характерно для ресторанного бизнеса, рынков одежды, обуви, книгопечатания.

Олигополия — тип рыночной структуры, при котором наблюдается взаимозависимость и стратегическое взаимодействие нескольких довольно крупных фирм, обладающих значительной долей рынка. Рынки с олигополистической структурой возникают, как правило, в высокотехнологичных капиталоемких отраслях, характеризующихся продолжительным эффектом от масштабов производства — в судо- и автомобилестроении, производстве бытовой техники и пр.

Если множеству производителей на рынке противостоит несколько крупных покупателей продукта, «покрывающих» значительную часть отраслевого спроса, возникает олигопсония. Данный тип рыночной структуры характерен для рынков комплектующих деталей, используемых для производства технически сложных изделий.

Чистая (абсолютная) монополия — тип рыночной структуры, при котором функционирует, с одной стороны, один продавец, а с другой — множество мелких покупателей его продукта. Монополист, производя уникальный продукт, обладает большой властью на рынке и способен диктовать ему свои условия. Примером монопольных рынков служат аэропорты, железная дорога, нефте- и газопроводы.

Если же на рынке множеству производителей противостоит единственный покупатель их продукта, рыночная структура называется монопсонией. Монопсонист, используя свое положение, «тянет одеяло на себя», выставляя условия продавцам и перераспределяя излишек производителя в свою пользу.

В редких случаях проявляет себя тип рыночной структуры, называемый двусторонняя монополия. Здесь монопольной силе продавца противостоит такая же монопольная сила покупателя, а исход «битвы гигантов» зависит, как правило, от способности вести переговоры и полноты информированности сторон относительно ресурсов и дальнейших планов соперника.

Следует отметить, что реально существующие структуры рынка обычно представляют собой некую смесь совершенной конкуренции и монополии с преобладанием того или другого начала.

Признаки рыночной структуры

· количество (концентрация) продавцов (производителей) и, соответственно их доли рынка;

· концентрация на рынке покупателей;

· степень дифференциации продукта;

· полнота рыночной информации;

· условия входа в отрасль или выхода из нее, т.е. наличие или отсутствие барьеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: