Виды монополий

В зависимости от конкретных факторов монополизации рынков, вызывающих образование монополий, выделяют различные виды монополий.

Естественная монополия — это состояние отрасли, в которой присутствует единственная фирма по причине технической невозможности или экономической неэффективности конкуренции в данной отрасли (первый и второй факторы монополизации, приведенные в разделе 4.2.). Примерами естественных монополий являются, прежде всего, инфраструктурные отрасли — водопроводы, электросети, теплосети, железные дороги и т.д. Вместе с тем, при определении естественных монополий в указанных отраслях следует отделять сами инфраструктурные предприятия (например, электросети), которые являются естественной монополией, от организаций, производящих и продающих продукцию с использованием данной инфраструктуры (например, электростанций), которые могут работать в условиях конкуренции.

Открытая монополия — это состояние отрасли, в которой присутствует монополия, не имеющая постоянной защиты от потенциальных конкурентов. Причинами возникновения открытой монополии являются инновации, защищенные патентами, а также приемы нечестной конкуренции (четвертый и седьмой факторы монополизации, приведенные в разделе 4.2.). Фирмы, работающие в условиях открытой монополии, не могут надолго «успокоиться» и извлекать выгоды из своего монопольного положения — они вынуждены постоянно работать над возведением все новых барьеров против входа конкурентов в отрасль.

Закрытая монополия — это состояние отрасли, в которой присутствует монополия, вызванная юридическими барьерами со стороны государства, либо исключительными правами собственности на источники сырья. Такие монополии обычно лучше защищены от конкурентов, нежели открытые монополии.

Как уже отмечалось ранее, ситуация, когда на рынке присутствует один покупатель, называется монопсонией. Такая ситуация характерна обычно для рынков ресурсов. Например, градообразующее предприятие в небольшом населенном пункте является практически чистым монопсонистом на местном рынке труда. Большое количество мелких поставщиков сельскохозяйственного сырья сталкиваются с небольшим числом крупных оптовых торговцев и переработчиков сельскохозяйственной продукции, причем в определенном регионе может работать всего один покупатель, и т.д.

Иногда фирма может одновременно быть монопсонистом на рынке ресурсов и монополистом на рынке товаров.

Двусторонняя монополия — это ситуация на рынке, где присутствуют всего два субъекта — продавец (монополист) и покупатель (монопсонист). Например, предприятие-монопсонист на рынке труда может столкнуться с профсоюзом работников, действующим как монополист при продаже труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: