Типология моделей монополий представлена в таблице1

государственная монополия — система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права естественная монополия — это система общественных отношений, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары чрезвычайная монополия — это система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена

Все разнообразие олигополистических рынков можно описать с помощью множества частных моделей формирования цен и объемов выпуска, каждой из которых соответствуют определенные условия.

На рис. 6.1 представлена схема последующего анализа моделей олигополии.

Первая из возможных стратегий поведения олигополистов определена тем, что фирмы могут войти в сговор между собой о разделе рынков и поддержании высоких цен (назовем это кооперативной стратегией (игрой)).

В другом варианте фирмы предпочитают конкурировать (некооперативная стратегия (игра)). Если фирмы не договариваются друг с другом, а принимают решения самостоятельно, то стратегия взаимодействия может быть представлена в виде либо последовательной игры (фирмы принимают решения поочередно, ориентируясь на предыдущие действия конкурентов), либо одновременной игры (фирмы принимают решения, ориентируясь на ожидаемые, а не уже совершенные действия конкурентов).

Для упрощения ситуации целесообразно предположить, что фирмы принимают решения только относительно двух важнейших переменных — объемов или цен продаж.

Если фирма устанавливает определенную цену, она вынуждена согласиться с соответствующим объемом продаж, и наоборот, при выборе величины продаж фирма примет цену, устанавливаемую рынком.

В последующих разделах будут рассмотрены основные модели олигополии. Анализ будет проводиться для упрощенного варианта — дуополии — т.е. олигополии всего с двумя фирмами.

Белорусским законодательством определяется, что монополистическая деятельность — это действия (бездействие) хозяйствующих субъектов и государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: