Концентрация производства в туризме. Причины, показатели, концентрация и олигополия туристского рынка

Экономический анализ хозяйственной деятельности туристического предприятия — это комплексное изучение его работы с целью объективной оценки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повышения эффективности хозяйствования и качества обслуживания.

Анализ охватывает все стороны деятельности туристического предприятия и определяет влияние условий, в которых она осуществляется. Основное внимание уделяется выяснению причин, препятствующих повышению эффективности работы или приведших предприятие к состоянию неопределенности.

Виды анализа классифицируются следующим образом:

по признаку времени - предварительный; последующий — оперативный (ситуационный), итоговый;

по периодичности проведения - периодический; разовый;

по субъектам управления - технико-экономический; финансово-экономический; социально-экономический; экономико-статистический; маркетинговый;

по методике изучения объектов - сравнительный; диагностический (экспресс-анализ); факторный; маржинальный;

по субъектам (пользователям) анализа - внутренний; внешний;

по охвату изучаемых объектов - сплошной; выборочный;

по содержанию программы - комплексный; тематический.

Метод экономического анализа есть процесс исследования от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам, от причин к следствиям.

Методика экономического анализа — это совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической информации.

Важным условием, которое необходимо соблюдать при анализе, является сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

· единство качественных, объемных, структурных, стоимостных факторов;

· единство промежутков или моментов времени, за которые сравниваемые показатели были исчислены;

· сопоставимость исходных условий производства туристического продукта;

· единство методики исчисления показателей и их состава.

Одни показатели являются результативными; другие — факторные — характеризуют условия (причины) достижения результатов. Таким образом, экономический анализ представляет собой факторный анализ, заключающийся в выявлении влияния тех или иных факторов на результат. Учитывая их многообразие, составляются факторные модели, которые, опираясь на математические модели взаимосвязи результата с факторами, определяют приемы экономического анализа. Любая факторная модель не должна противоречить причинно-следственной логике.

Существуют два типа связей, которые подвергаются исследованию в процессе факторного анализа:

· функциональные;

· стохастические.

Функциональной (детерминированной) называется связь, если при заданных условиях она переходит в единственное, определенное состояние.

Стохастической (вероятностной) связь является, если при одних и тех же начальных условиях она может переходить в различные состояния, т.е. каждому факторному признаку соответствует множество результатов.

Кроме того, связь между факторами может быть прямой и обратной. В первом случае рост (убывание) факторного признака влечет за собой рост (убывание) результата; во втором — наоборот..

Для анализа деятельности предприятия используют показатели, выраженные как в абсолютных величинах (определяют уровень определенной категории), так и в относительных (показывают формирование определенной категории по другой) Наиболее распространенными показателями анализа хозяйственной деятельности являются финансовые показатели, которые условно можно разделить на группыи1:

- показатели ликвидности;

- показатели задолженности;

- показатели деловой активности;

- показатели рентабельности (прибыльности) Показатели ликвидности служат оценке способности погасить все

свои обязательства по текущей задолженностью Низкие показатели ликвидности означают появление угрозы относительно срочного урегулирования вопроса платежеспособности Высокие - могут быть симптомом неэффективного г хозяйствования, проявляется в чрезмерных запасах, сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности или свободных (неинвестованих) денежных средствах Они также подтверждают недостаточное использование мо жливости финансирования эксплуатационной деятельности краткосрочным обязательствами.

Анализируя деятельность туристических посредников, необходимо отметить, что в большинстве из них коэффициент ликвидности, как правило, меньше единицы С одной стороны, это связано с высоким уровнем коротко терминових обязательств, \"львиная доля\" которых приходится на кредиторскую задолженность С другой стороны, низкий коэффициент ликвидности для туристических предприятий обусловлен более низким уровнем оборотных с асоби (автоматизированная система обработки банковской информации), в свою очередь обусловленною зумовлено2:

- отсутствием запасов (туристические услуги невозможно складировать);

- коротким периодом дебиторской задолженности, поскольку процесс купли-продажи осуществляется в течение короткого срока;

- отсутствием краткосрочных финансовых вложений

19)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: