Три модели менеджмента. Три основные модели (системы) менеджмента

Три основные модели (системы) менеджмента:

· Американская модель.· Японская модель. · Маркетинговая модель.

Американская модель (система).

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течении длительного времени. Основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.

Японская модель (система). В последнее время стремительно повышается конкурентоспособность японской экономики. Несомненно, положительную роль в этом оказал японский менеджмент. Система японского менеджмента оказалась более приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская система. Максимальная ориентация на технологические и технические нововведения. В первую очередь начали процветать те корпорации, которые применение передовой техники и психологических методов, разработанных в Европе и Америке. Японский менеджмент основан на учете социальных, культур-ных, исторических и национальных особенностей своей страны.

Выделяют ряд отличительных элементов японского менеджмента:

· Система пожизненного найма и продвижение по служебной лестнице в зависимости от выслуги лет;

· Организация групповой работы;

· Оплата труда с учетом выслуги лет и вклада в рациона-лизацию и качество процесса;

· Система непрерывного обучения преимущественно на произ-водстве.

Маркетинговая модель (новая философия управления). Суть маркетинговой модели – новой «философии» управления определяется следующими моментами:

-ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);

-фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

-фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.

Новая философия управления основана на системном, ситуа-ционном подходе. Фирма – «открытая система». Главные предпосылки ее успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, соци-ально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуацион-ный подход к управлению означает, что все внутреннее по-строение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабли-ваются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании. Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предпола-гает дополнение планирования потенциала фирмы планиро-ванием ее стратегии на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам. Новая концепция управления тре-бует новых установок персоналу, новой управленческой куль-туры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: