В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория менеджмента. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. Например, гуманизация менеджмента, как все большая переадресация внимания от технологического управления к управлению человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менеджмента к вопросам поведенческого характера. В то же время развитие теории в свою очередь оказывает влияние на практику менеджмента. Можно сказать, что в менеджменте "сначала было слово". Дело в том, что люди, управляющие другими людьми, принимают решение, основываясь на собственном представлении об управлении, о принципах менеджмента и о технологиях воздействия на объект управления. В этом смысле теория менеджмента как бы предшествует практике. В то же время теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в управлении сначала утверждаются на практике, а лишь затем описываются теорией.
В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента.
Коротко остановимся на этих тенденциях.
Культура организации сейчас все больше рассматривается как важный фактор прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации, как фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживаемости некоммерческой организации. Культура организации становится все в большей степени предметом заботы менеджеров всего мира. Культура организации - сложный феномен. В нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. В отличие от национальной культуры, которая носит весьма инерционный характер, культура организации может значительно измениться в течение непродолжительного времени (месяцы, годы). Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры организаций многих организаций. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют "культурной революцией" в менеджменте.
Стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все большем числе конкретных управленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось воплощением идей и методов стратегического планирования, доведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Все чаще в региональных, национальных и международных программах применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего, это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет работать по их достижению, процедуру оценки эффективности и результативности. Основные приемы и методы стратегического управления, раскрывавшиеся еще недавно лишь в образовательных программах, становятся обычной технологией проработки коммерческих идей. Приемы стратегического планирования используются в маркетинге, рекламе, работе государственных учреждений.
Еще одной тенденцией развития менеджмента сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях.
Развиваются разнообразные специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, риск-менеджмент, университетский менеджмент, менеджмент уборки мусора, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, реинжиниринг бизнеса, кризисное управление и пр. По всем этим видам специального менеджмента написаны отдельные учебные пособия. Во многих случаях становление самостоятельного вида специального менеджмента предполагает выработку специфических для данного вида деятельности особых приемов, методов и технологий управления. Все специальные виды менеджмента носят в большой мере прикладной характер, и их развитие в значительной мере опирается на обобщения практики управления в соответствующих специальных сферах.
1. Сущность, цели и задачи менеджмента
2. Объект и субъект менеджмента
3. Принципы менеджмента
4. Функции менеджмента
5. Методы менеджмента
6. Сущность понятия организации, миссия 7. Внутренняя среда организации и ее основные элементы
8. Характеристика внешней среды организации и ее основные элементы
9. Формирование и развитие менеджмента
10. Три модели менеджмента
11. Понятие организационной структуры, ее свойства
12. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
13. Составляющие коммуникационного процесса
14. Функциональная и производственная стратегия
15. Общие понятия стратегического управления
16. Основные процессы стратегического управления
17. Анализ среды по сводной матрице SWOT-анализа
18. Выбор стратегии организации
19. Основные этапы реализации стратегии
20. Составляющие стратегического планирования
21. Понятия стратегического менеджмента и стратегического маркетинга
22. Понятие стратегического лидерства
23. Соотношение эффективности и уровней управления, прав и ответственности
24. Сущность мотивации в менеджменте
25. Основные теории мотивации
26. Стадии мотивационного процесса
27. Понятие и роль контроля в организации
28. Основные виды и этапы контроля
29. Формы и функции управленческого контроля
30. Коммуникации в организациях и менеджмент
31. Управленческие решения в процессе менеджмента
32. Лидерство и его роль в системе менеджмента
33. Стили руководства и факторы его определяющие
34. Модели стилей руководства
35. Природа конфликта в управлении
36. Управление конфликтной ситуацией
37. Содержание, характер и специфика управленческого труда
38. Сущность функции контроля в управлении организацией
39. Область и виды контроля в управлении
40. Поведенческий аспект контроля в организации
41. Виды управленческих решений и этапы их осуществления 8
42. Методы и подходы к принятию управленческих решений
43. Факторы, влияющие на процесс принятия решения
44. Искусство общения и деловые переговоры
45. Стиль руководства и параметры эффективности
46. Содержание и виды управленческих решений
47. Управление конфликтами и стрессами
48. Формы и организация общения
49. Управление обеспечения конкурентоспособности в промышленности
50. Власть и способы ее реализации в управляющей системе.
51. Повышение эффективности применения социально- психологических методов управления в коллективе.
52. Механизм образования и развития неформальных групп. Управление
53. Руководство в организации. Управление и лидерство.
54. Власть и влияние. Формы власти и влияния.
55. Природа и понятие лидерства. Теории лидерства.
56. Стиль руководства. Разновидности стиля и факторы его определяющие.
57. Природа и содержание конфликта в организации. Типы конфликтов и методы разрешения конфликтов.
58. Сущность и понятие культуры управления. Элементы культуры управления.
59. Корпоративная культура управления.
60. Деловой этикет менеджера. Профессиональный этикет.
61. Основные принципы борьбы с коррупцией.
62. Функции и факторы антикризисного управления.
63. Стратегическое управление как стиль управления.
64. Инновационный процесс как объект управления.
65. Риски в инновационной деятельности.
66. Функции и факторы антикризисного управления.
67. Социально-экономические последствия несостоятельности.
68. Комплектование, адаптация и развитие персонала.
69. Функции производственного менеджмента: тактические и стратегические.
70. Понятие производственной структуры предприятия.
71. Объекты и субъекты менеджмента качества.
72. Подходы руководителя к выработке стратегии развития организации.
73. Производительность труда и условия ее повышения.
74. Понятие эффекта управления и ее составляющие.
75. Тенденции развития современного менеджмента.