Основной принцип ценообразования

Ценообразование- один из сложнейших экономических процессов, где пересекаются интересы производителей и потребителей, государства и населения. При определении основных принципов формирования ценового механизма следует исходить в первую очередь из того, что агропромышленный комплекс является сложной многоотраслевой системой с многосторонними производственно-экономическими и социальными связями, на которую в Украине обходится около 40% валового общего продукта и свыше треть производственных фондов. Даже незначительные изменения за его границами и в нем влияют на процессы производства, реализации и потребления продуктов питания и с\х сырья. Поэтому ценовой механизм АПК надо рассматривать как составную всего ценового механизма народного хозяйства. Комплексный подход к формированию ценового механизма АПК в неразрывной связи с другими отраслями народного хозяйства обусловленный также тем, что из с\х продукции изготавливаются почти 70% товаров личного потребления, которые активно влияют на потребительский рынок, денежный оборот в стране, играют решающую роль в формировании стоимости и цены рабочей силы.

Основными ценообразующим фактором является обще необходимые затраты труда, которые в свою очередь зависят от степени использования достижений НТП, технической оснащенности и организации производства и труда, уровня квалификации работников, природных условий и размещения с\х производства.

Основные принципы ценообразования на продукцию сельского хозяйства:

1. уровень цен на данную продукцию при нормальных условиях производства должен покрыть затраты с\х предприятий и обеспечить им часть прибыли, достаточную для дальнейшего расширенного восстановления. Экономически обоснованную цену (Ц) можно представить в виде формулы: Ц=С+V+m, где С+V - себестоимость продукции, m- прибыль, которая остается в хозяйстве.

2. исключительно важную роль играет принцип установления экономически обоснованных соотношений между закупочными ценами на разные виды с\х продукции. Правильное соотношение цен содействует развитию производства в определенных экономических районах соответственно к потребностям народного хозяйства в той или иной продукции.

3. большое значение имеет установление утешительных цен, в основу которых положено качество продукции. Поскольку производство более качественной продукции, улучшает ее потребительские способности требуется дополнительные затраты труда, то изменения потребительской стоимости и стоимости товара, его качество и цена тесно взаимосвязаны. Каждая с\х продукция характеризуется своими показателями качества. Так, выращивание сильной пшеницы с повышенной содержанием белка и клетчатки стимулируют надбавки к цене за мягкость пшеницы, а ячменя для пивоварения - сравнительно с кормовым. При продажи сахарных буряков учитывается их сахарность.

4. важным принципом ценообразования является отображение в цене полезности или потребительской стоимости продукции.

5. уровень закупочных цен устанавливается и регулируется с учетом соотношения между спросом и предложением. При этом динамические изменения уровня закупочных цен в результате изменений спроса и предложения возможны при условиях ликвидации монополизма и обеспечения, одинаковых прав коллективным, государственным с\х предприятиям, сельским хозяйством и другим субъектам хозяйствования. Что касается сельского хозяйства почти все производители с\х техники и других средств производства являются монополистами, которые в условиях свободного ценообразования имеют возможность диктовать ему высокие цены.

Рынок без конкуренции невозможный, поэтому нужна демонополизация рынка и рыночных отношений.

В условиях нарушенных экономических связей и недостаточного обеспечения села материально-техническими ресурсами по государственным каналам получило развитие реализация с\х продукции по бартерным договорам, отдельно мука, крупы, сахара, плодоовощных консервов, масла, мяса, свежих овощей, яиц, картофеля, плодов.

9.Валовая и товарная продукция сельского хозяйства и каналы их реализации. Валовая и товарная продукция являются обобщающими показателями деятельности предприятия. Валовая продукция сельского хозяйства включает продукцию растениеводства и животноводства. Валовая продукция измеряется в натуральном и стоимостном выражении. В натуральном выражении она измеряется по видам продукции, в кг, ц, т, шт. Валовая продукция включает товарную продукцию, которая представляет собой часть валовой продукции, предназначенную для продажи. Товарная продукция, отпущенная за пределы предприятия и оплаченная потребителем называется реализованной продукцией. На практике товарная и реализованная продукция выступают синонимами, их размер определяется выручкой от реализации продукции.

Понятие валовой продукции. Обобщающим результатом производственной деятельности предприятий выступает валовая продукция сельского хозяйства. Она представляет собой общее количество произведенной за определенный период сельскохозяйственной продукции. В состав валовой продукции сельского хозяйства входит:
основная продукция предприятия: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, молоко, мясо, шерсть и др.;
приплод и прирост живой массы скота и птицы;
стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства;
побочная продукция, полученная одновременно с основной (солома, навоз и др.).
Валовую продукцию сельского хозяйства учитывают как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В натуральных показателях валовая продукция растениеводства может быть представлена отдельной культурой или группой однородных культур (зерновые культуры, овощные культуры, кормовые и др.), а в животноводстве - производством отдельных видов продукции (молоко, мясо, яйцо и т.д.). Валовая продукция в натуральном выражении исчисляется в центнерах, тоннах, штуках и др.
Производство валовой продукции в натуральном выражении во всех категориях хозяйств при переходе к рыночным отношениям значительно сократилось (табл. 18). Наибольшее снижение объемов производства в 2002 г. по сравнению с 1986-1990 гг. наблюдается по сахарной свекле, зерну, а также продукции животноводства.
В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части:
продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйстве на производственные цели;
продукция, используемая для реализации.
Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный материал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция. Реальный вклад каждого предприятия и экономического района в производство валового обТаблица 18 Показатели 1986- 1990 гг. в среднем за год 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Зерновые и зернобобовые культуры 104,3 63,4 65,5 86,6 85,2 Сахарная свекла 33,2 19,1 14,0 14,5 15,6 Подсолнечник 3,1 4,2 3,9 2,7 3,7 Картофель 35,9 39,7 34,0 35,0 32,9 Овощи ИД ИД 12,4 13,2 13,0 Мясо скота и птицы в живой массе 10,5 9,3 7,0 7,0 7,3 Молоко 38,8 39,2 32,3 32,9 33,5 Яйца, млрд. шт. 33,0 18,3 34,0 35,2 36,4
Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Российской Федерации, млн. т
іцественного продукта определяется по конечной продукции, предназначенной для реализации.
По направлениям использования валовая продукция сельского хозяйства относится как к производству средств производства, так и производству предметов потребления. Та часть продукции, которая не поступает в потребление, а представляет собой сырье для промышленной переработки, относится к средствам производства. Сюда включают также семена, корма и другая продукция, используемая на производственные цели. Продукция, которая поступает в непосредственное потребление без предварительной переработки, относится к предметам потребления.
Оценка валовой продукции. Совокупное выражение валовой продукции сельского хозяйства отражается в стоимостных показателях. Для определения физического объема продукции, изменения валового производства по годам, расчета показателей производительности труда, фондоотдачи по регионам весь объем валовой продукции сельского хозяйства оценивают в сопоставимых ценах 1994 г.
При исчислении валового и чистого* дохода в конкретном хозяйстве за определенный период, производства валовую продукцию оценивают по текущим ценам. Всю реализованную продукцию рассчитывают по фактически сложившимся ценам реализации, а нетоварную часть продукции оценивают по себестоимости ее производства. В сельском хозяйстве определение совокупной валовой продукции имеет свои особенности. Здесь общий объем полученной продукций определяется как сумма продукции различных взаимосвязанных в процессе производства отраслей, включая и проходящий между ними взаимный оборот, который в экономике получил название валовой оборот. Так, произведенные в растениеводстве корма в денежном выражении оцениваются как продукция земледелия, а затем при использовании на корм скоту и птице включаются в стоимость валовой продукции животноводства. В этой связи при исчислении общего объема валовой продукции сельского хозяйства имеет место повторный счет, произведенной в различных отраслях продукции. В сельском хозяйстве валовой оборот и валовая продукция равны, поскольку совокупный объем валовой продукции принято исчислять по методу валового оборота.

Валовая продукция сельского хозяйства отличается от валовой продукции сельскохозяйственных предприятий. В состав валовой продукции сель-скохозяйственных предприятий наряду с продукцией сельского хозяйства включают продукцию звероводства, рыбоводства, подсобных отраслей, про-мышленных производств, а также доходы от выполненных работ и услуг на стороне. Следовательно, понятие валовой продукции сельскохозяйственных предприятий значительно шире понятия валовой продукции сельского хозяйства. В структуре валовой продукции сельского хозяйства в целом по стране на долю животноводства приходится около 60%, а земледелия - почти 40%. В тоже время в структуре валовой продукции сельскохозяйственных предприятий удельный вес продукции сельского хозяйства составляет 87%. Другая часть приходится на продукцию подсобных предприятий, лесоводства, звероводства и на работы и услуги.
Производство валовой продукции в стоимостном выражении значительно колеблется по годам и экономическим районам страны. Это связано с изменением цен на продукцию по периодам ее производства, и с вкладом кон-кретного региона в производство сельскохозяйственной продукции в целом.
Исчисление валовой продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении необходимо для определения:
удельного веса сельского хозяйства в совокупном общественном продукте страны;
уровня и динамики отраслевой структуры сельскохозяйственного производства;
роли и значении отдельных форм хозяйствования в производстве продукции;
показателей экономической эффективности производства. Показатель валовой продукции в стоимостной оценке имеет ряд недостатков, которые оказывают влияние на величину показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства, рассчитанных с использованием* валовой продукции. Основные из них следующие.
Валовая продукция сельского хозяйства представляет собой результат применения затрат как живого, так и прошлого труда. Следовательно, показатели, рассчитанные по валовой продукции, не дают реального представления о роли живого труда в производстве продукции, поскольку объем ее может быть связан с перерасходом материальных ресурсов.
При оценке валовой продукции в действующих ценах занижается действительная ее стоимость. Это связано с тем, что нетоварная часть продукции оценивается по себестоимости производства, а последняя намного ниже сложившихся рыночных цен.
В условиях развития межхозяйственной кооперации показатель валовой продукции не всегда отражает реальный вклад конкретного коллектива сель-скохозяйственного предприятия. Размер валовой продукции в определенной мере зависит от объема поставок продукции из других хозяйств, входящих в состав межхозяйственных предприятий.
В показателе валовой продукции сельского хозяйства, рассчитанном в стоимостном выражении, не учитываются ее качественные параметры: содержание сухих веществ, белков, витаминов, жиров и т.д. Косвенно они находят свое отражение в ценах реализации продукции. Однако, полного представления о качестве продукции стоимостная оценка не дает.
Товарная продукция и товарность. Товарная продукция представляет собой весь объем проданной сельскохозяйственной продукции по всем каналам реализации. Товарная продукция выступает в натуральном и стоимостном выражении. В натуральной форме предприятия реализуют отдельные виды произведенной сельскохозяйственной продукции: зерно, картофель, овощи, молоко, мясо и др. Совокупный объем реализованной продукции предприятия определяется в стоимостной форме.
Основными показателями, характеризующими товарность сельского хозяйства и отдельных видов продукции являются: общий размер товарной продукции предприятия; количество товарной продукции в расчете на 100 та земельных угодий или на голову скота. Уровень товарности определяется как процентное отношение размера товарной продукции к валовой:

^ Ут^, Пв
где Пт - размер товарной продукции;
Пв - объем валовой продукции.
Для определения уровня товарности отдельных видов продукции (зерно, картофель, молоко и др.) используют размер валовой и товарной продукции в натуральном выражении (кг, т, шт.). При определении уровня товарности всего сельскохозяйственного предприятия применяют стоимостные показатели валовой и товарной продукции. В этой связи очень важно, чтобы валовая и товарная продукция рассчитывалась в единых ценах.
Пути увеличения валовой и товарной продукции. Главным направлением роста валовой продукции сельского хозяйства является последовательная интенсификация отраслей растениеводства и животноводства на базе химизации, мелиорации и комплексной механизации. Увеличение продукции растениеводства может быть достигнуто за счет резкого повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Потенциальная урожайность применяемых в сельском хозяйстве сортов и гибридов сельскохозяйственных культур в настоящее время используется на 40-60%. Причиной этого, как показывает практика, является несоблюдение технологии выращивания, ухода за растениями и уборки урожая, недостаточное внесение органических и минеральных удобрений, неудовлетворительная подготовка семян и посадочного материала, низкий уровень организации производства в хозяйствах.
Важнейшими направлениями роста валового производства продукции животноводства являются улучшение породного состава животных, ускоренное развитие кормовой базы, совершенствование способов содержания скота, повышение уровня механизации трудоемких процессов в отрасли. Только за счет рационального использования материальных и трудовых ресурсов, свое-временного проведения зооветеринарных мероприятий продуктивность жи-вотных может возрасти на 20-25%.
Основными путями повышения уровня товарности сельскохозяйственного производства в современных условиях являются:
сокращение внутрихозяйственного расхода продукции на производственные нужды;
улучшение качества семян и кормов, экономное их расходование;
сокращение потерь продукции в процессе ее производства, хранения, транспортировки и реализации;
подготовка высококвалифицированных кадров, способных работать в рыночных условиях.
Резервы увеличения валовой и товарной продукции вскрываются-в процессе анализа фактических уровней производства и реализации сельскохозяйственной продукции в динамике за ряд лет и плановых и нормативных показателей как в целом по отрасли, так и по отдельным предприятиям и организациям.

10. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование. Прибыль - это денежное выражение основной части накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем, прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Прибыль предприятия, ее сущность и формирование

Основной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли.

Прибыль – экономическая величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими затратами, разница между доходами и расходами. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Для предприятия прибыль является основным источником пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, финансирования социальной сферы и т. д.

Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет следующие функции:

характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

является источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.

В условиях коммерческого расчета прибыль предприятия выступает не только в качестве главного результата (основного показателя, критерия оценки) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и источника его развития, финансирования инновационных и инвестиционных проектов, удовлетворения других потребностей, включая и материальные, как членов данного трудового коллектива и собственника, так и общества в целом. Поэтому главным в системе ее распределения должно быть сочетание интересов субъектов хозяйствования, общества в целом и конкретных работников. Реализация этого требования обусловливает основные принципы ее распределения: первоочередное выполнение финансовых обязательств перед обществом в целом (в лице государства), максимальное обеспечение за счет прибыли потребностей расширенного производства, использование ее на материальное стимулирование работающих, направление на развитие непроизводственной сферы.

В странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Налогооблагаемая прибыль представляет собой валовую прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль.

Чистая прибыль – это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов.

Чистая прибыль предприятия используется на собственные хозяйственные цели. Чистая прибыль – это единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

В условиях рыночных отношений каждое предприятие стремится к увеличению объема прибыли, который позволил бы ему прочно удерживать позиции на рынке сбыта своей продукции и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. К мероприятиям по увеличению прибыли можно отнести: увеличение выпуска продукции; увеличение качества продукции; продажу излишнего оборудования и другого имущества или сдачу его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, рабочей силы и рабочего времени; расширение рынка сбыта и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: