Большинство машин (85—90%) выходит из строя по причине износа деталей. Затраты на ремонт и техническое обслуживание машины в несколько раз превышают ее стоимость: дли автомобилей в 6 раз, для самолетов до 5 раз, для станков до 8 раз [40].
На долю заводов, выпускающих новые тракторы, приходится лишь 22% мощностей, на долю заводов, изготовляющих запасные части к тракторам, 34%, а на долю ремонтных предприятий 44%. Иначе говоря, на ремонт тракторов затрачивается почти в 4 раза больше производственных мощностей, чем на их изготовление.
Трудоемкость ремонта и технического обслуживания многих строительных и дорожных машин за срок их службы примерно в 15 раз превышает трудоемкость изготовления новых. Создание машин, не требующих капитальных ремонтов за весь срок их службы, и значительное сокращение текущих ремонтов по своей технико-экономической эффективности равноценны удвоению мощности машиностроительных заводов и увеличению выпуска металлов на многие миллионы тонн в год. Ремонтом техники занято свыше 7 млн. чел. Одна треть станочного парка находится в ремонтных предприятиях. На запасные части расходуется более одной пятой выплавляемого металла.
За весь срок службы двигателей автомобилей, тракторов и комбайнов их ремонтируют до 5 раз. Ресурс двигателя после ремонта по сравнению с ресурсом нового двигателя составляет 30—50%. Число рабочих, занятых ремонтом двигателей, в несколько раз превышает число рабочих, изготовляющих двигатели на заводах серийной продукции. Материальные затраты на ремонт также во много раз превосходят затраты на изготовление нового двигателя. В целом по стране на автомобилях, тракторах и комбайнах отремонтированных двигателей в 2 раза больше, чем новых.
Причинами малого ресурса двигателей после ремонта являются:
низкое качество обработки поверхностей деталей;
станки ремонтных предприятий не обеспечивают той точности обработки, которую имеют детали, изготовленные на заводах серийной продукции;
отсутствие средств надежной промывки деталей перед сборкой, запыленность абразивной пылью сборочных цехов, в целом— невысокая культура производства;
плохая приработка деталей после ремонта, отсутствие современных испытательных стендов, приборов, контролирующих процесс приработки, загрязненность абразивами смазочных и гидравлических систем;
недостаточная специализация производства на ремонтных предприятиях по сравнению с ее уровнем на заводах серийной продукции, что не позволяет разрабатывать и реализовывать наиболее рациональные технологические процессы;
результатом этого является, в первую очередь, малый срок службы деталей.
Большие материальные потери народное хозяйство терпит от повышенного трения в узлах машин. Известно, что более половины топлива, потребляемого автомобилями, тепловозами и другими видами транспорта, расходуется на преодоление сопротивления, создаваемого трением в подвижных сочленениях [48]. В текстильном производстве на преодоление сопротивления трению затрачивается около 80% потребляемой энергии. Низкие КПД многих машин обусловлены главным образом большими потерями на трение. Так, КПД глобоидного редуктора, устанавливаемого в лифтах, металлорежущем оборудовании, шахтных подъемниках и др., в приработанном состоянии составляет только 0,65—0,70, а в такой распространенной паре, как винт — гайка, всего лишь 0,25.