Естествознания»
Вопросы для оценки качества освоения курса.
1.Культура. Специфика естественнонаучной и гуманитарной культуры.
2.Основные вехи развития естествознания и его роль в формировании
профессиональных знаний.
3.Тенденции развития и важнейшие достижения современного естествознания.
4.Естественнонаучное познание, его структура и методы. Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования, фундаментального и прикладного.
5.Естественнонаучная картина мира. Макро-, микро- и мегамиры.
6.Материя. Структурные уровни организации материи. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Движение. Взаимодействия. Дальнодействие и близкодействие.
7.Концепции классической механики. Пространство и время в классической механике. Механический принцип относительности Галилея.
8.Концепции специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Взаимосвязь массы и энергии.
|
|
9.Состояния физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе.
10.Концепции симметрии и законы сохранения.
11.Термодинамический метод исследования макросистем. Основные термодинамические величины: теплота, работа, внутренняя энергия, энтропия.
12. Принцип возрастания энтропии в изолированных системах.
13.Самоорганизация систем в живой и неживой природе. Понятие о синергетике.
14.Сущность концепции развития. Понятия системности, динамизма, самоорганизации. Рождение порядка из хаоса.
15.Корпускулярно-волновой дуализм света. Фотон и его характеристики.
16.Концепции микромира. Эволюция представлений о строении атома. Квантово-механическая модель атома. Принцип Паули.
17.Многоэлектронные атомы. Принципы построения периодической системы элементов Д.И.Менделеева.
18.Корпускулярно-волновой дуализм материи.Волны де-Бройля. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. Принцип дополнительности Бора.
19.Космологические концепции. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной..
20.Антропный принцип.»Тонкая подстройка» Вселенной.
21.Земля - планета Солнечной системы. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек Земли.
22.Специфика химического познания природы. Место химии в естествознании
23.Основные понятия и законы химии. Химические процессы. Реакционная способность веществ.
24.Современные химические технологии. Химия и экология.
25.Особенности биологического уровня организации материи. Отличие живого от неживого.
26.Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
|
|
27.Многообразие живых организмов- основа организации и устройства биосферы.
28.Современное представление о происхождении жизни.
29.Генетика и эволюция. Наследственный аппарат и генная инженерия. Проблемы клонирования.
30.Человек, биосфера и космические циклы. Человек- феномен природы.
31.Ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в природе.
32.Принципы универсального эволюционизма.
33.Глобальные проблемы современности. Путь к единой культуре.
Литература
Основная литература:
1.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие.-М,: Юрайт-Издат,2009,-335с.
2.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник.-М,: Академический Проект, 2006,-654с.
3.Концепции современного естествознания /под ред С.И.Самыгина.-Ростов н/Д: Феникс,2005,-448с.
4.Концепции современного естествознания: учебник для вузов /под ред. Л.А.Михайлова.-СПб: Питер, 2008.-335с.
5.Шевченко И.В. Концепции современного естествознания: учеб. Пособие. Казань: Познание, 2010.-146с.
Дополнительная литература:
1.Акимов О.Е. Естествознание: курс лекций.-М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639с.
2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания:учеб пособие.-М: Центр, 1997.-208с.
3.Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурир. учебник для вузов.-М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-239с.
4.Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учеб. Пособие для студ. вузов.-М,: Академия, 2003.-608с.
5.Концепции современного естествознания: учебник для вузов под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-317с.
6.Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник.-М.; ЮНИТИ,1997.-287с.
Рекомендуемые веб-сайты:
1. http://nrc.edu.ru/est – электронный учебник Аруцев А.А. и др. «Концепции
2. современного естествознания»
3. http://www.naturalscience.ru – сайт, посвященный вопросам естествознания
4. http://www.college.ru – сайт, содержащий открытые учебники по
5. естественнонаучным дисциплинам
6. http://www.macroevolution.narod.ru - сайт, посвященный вопросам
7. эволюции