1. Эффективная охрана здоровья должна удовлетворять следующим требованиям:
1) охватывать подавляющее большинство населения;
2) соответствовать культурно-историческому и социально-экономическому контексту;
3) ориентироваться на модель здоровья как результат здорового образа жизни и самосохранительного поведения, стимулировать активность и ответственность людей;
4) интегрировать индивидуальный и институциональный механизмы охраны здоровья;
5) располагать эффективными технологиями моделирования здоровья и его детерминант;
6) иметь возможность воздействовать на индивида в сензитивный период социализации, который в значительной степени определяет его дальнейшее поведение и состояние здоровья;
7) иметь возможности целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития;
8) обеспечивать непрерывность, последовательность и преемственность формирования и укрепления здоровья на всех этапах онтогенеза;
9) ненасильственно органично включаться в повседневную жизнедеятельность индивида;
|
|
10) быть приемлемой, достижимой и привлекательной для людей разного возраста, пола и статуса;
11) обеспечивать устойчивые измеряемые результаты в виде качественных и количественных параметров.
Вышеперечисленные требования свидетельствуют о необходимости институционального механизма регулирования охраны здоровья, однако институт здравоохранения функционально и культурно-исторически не соответствует ни современной парадигме здоровья, принятой ВОЗ, ни данным требованиям.
2. Образование - социальный институт, удовлетворяющий вышеперечисленным требованиям, способный задействовать механизмы и создать условия для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса у детей и молодежи, так как:
- своей деятельностью охватывает подавляющее большинство (в идеале всех) населения;
- организует ведущую деятельность индивида в период детства и отрочества, что определяет дальнейшее поведение и состояние здоровья, под влиянием агентов социализации, в том числе организаторов образования и педагогов;
- начинает влиять на индивида на этапе первичной социализации, когда воздействия, направленные на формирование установок, простейших навыков и стереотипов поведения, наиболее эффективны;
- влияние распространяется на длительный и критичный, с точки зрения социализации, период жизни, что создает возможности целенаправленного и систематизированного воздействия на личность на разных этапах ее развития;
- для детей и подростков учебная деятельность является повседневной и естественной, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни, навыков самосохранительного поведения могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс;
|
|
- система образования имеет многоуровневую структуру, что позволяет обеспечить непрерывность, последовательность и преемственность формирования самосохранительных установок и здорового поведения на всех этапах онтогенеза и развития личности;
- институт образования располагает эффективными технологиями передачи знаний, формирования навыков и стереотипов поведения; именно в рамках системы образования могут быть реализованы наиболее эффективные модели формирования здорового образа жизни – через социализацию в сфере здоровья;
- технологии и организация образовательной деятельности позволяет одновременно задействовать и интегрировать индивидуальный и институциональный механизмы охраны здоровья, что позволяет радикально повысить эффективность решения этой задачи в масштабах общества.
3. Введение охраны здоровья в качестве новой функции института образования означает создание системы механизмов и условий для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса.
Системность и функциональность процесса самосохранения здоровья позволит обучающимся на всех ступенях и во всех звеньях системы образования достигать целей как учебной деятельности, так и жизнедеятельности в целом, то есть (в соответствии с определением здоровья ВОЗ) жить индивидуально неповторимой и продуктивной в социальном и экономическом отношениях жизнью, иметь индивидуально неповторимый и продуктивный в социальном и экономическом отношениях образ жизни.
Новая институциональная функция создаст возможности для удовлетворения потребности общества улучшить здоровье большинства детей и молодежи. Механизм формирования, развития, прогнозирования и регуляции здорового образа жизни - самосохранительная социализация путем воздействия на систему ценностей, правил и норм поведения и контроля над ними, ответственности за самосохранительное поведение, а также институциональные правила, которые будут препятствовать развитию тех или иных отклонений и возвращать поведение в здоровое русло.
Охрана здоровья эмерджентно связана с транслирующей, коммуникативной и другими функциями образования, с функциями здравоохранения, экономики и других общественных институтов, поэтому ее реализация будет способствовать обеспечению непрерывности и устойчивости общественной жизни.
4. В настоящее время институт образования функционирует во вред здоровью обучающихся (латентно выполняет дисфункцию охраны здоровья), поскольку цели и задачи образования достигаются ценой разрушения здоровья детей и молодежи.
5. Необходимо устранить дисфункцию, угрожающую выживанию нации, и внести принципиальные изменения в функционирование института образования, которые позволят использовать потенциал и возможности системы образования для формирования, развития и укрепления здоровья как функционального ресурса у детей и молодежи.