Импринтинг (запечатление)

Импринтингом в зоопсихологии принято считать специфическую форму научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, некоторых поведенческих актов (половых, игровых и т.д.), родительских особей (выступающих одновременно как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных жертв) и д.р.

Импринтинг был открыт еще до К. Лоренца.

Вначале импринтинг воспринимали как реакцию следования. Затем открыли формы (виды) импринтинга: социальный, экологический (запоминание места, где родился; к нему же относится синдром питомника), пищевой, инструментальный.

К. Лоренц открыл и изучил импринтинг на птицах. Однако импринтинг свойственен и млекопитающим, но у них он более растянут во времени и сглажен в своем проявлении.

Р. Скотт, Дж. Фуллер и Фокс исследовали импринтинг как форму научения. Для этого они исследовали всю жизнь собак.

Импринтинг начинается с рождения и продолжается до полового созревания. Половое созревание у собак – от 7 месяцев до 1,5 лет.

Мы забираем щенков от матери до окончания стадии импринтинга, что создает некоторые проблемы.

Лекция 16

Характерными особенностями импринтинга, отличающими его от других форм научения, являются:

1. Преимущественное проявление его на ранних этапах постнатального (послеродового) развития.

Исключением является родительский импринтинг – запоминание родителями своих детей.

2. Возможность осуществления его лишь в течение ограниченных периодов. Их называют чувствительными.

3. Чрезвычайно быстрое осуществление научения (иногда без выраженного подкрепления).

4. Относительная необратимость результатов.

5. Значительное влияние, оказываемое импринтингом, на последующее развитие поведения животных.

Принимая во внимание этологические особенности импринтинга, выделяют следующие его виды:

1. Социальный.

2. Экологический.

3. Пищевой.

4. Инструментальный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: