Организационно-методический раздел. Учебно-методическое пособие

Сахаровская Т.Н.

Сахаровский С.Н.

Учебно-методическое пособие

Реализация инновационной образовательной технологии

«Учебная фирма» в ССУЗах

Улан-Удэ

Издательство ВСГТУ

Содержание

Содержание. - 2 -

Организационно-методический раздел. - 3 -

Распределение часов курса по темам.. - 5 -

Программа курса. - 6 -

Тема: Выбор сферы деятельности фирмы.. - 6 -

Тема: Учреждение организации. - 8 -

Тема: Регистрация организации. - 14 -

Тема: Получение лицензии. - 18 -

Тема: Построение организационной структуры фирмы.. - 23 -

Тема: Описание продукта и технологического процесса. - 24 -

Тема: Неценовые преимущества товара фирмы.. - 25 -

Тема: Соблюдение норм СЭС и пожарной инспекции. - 26 -

Тема: Сертификация продукции. - 27 -

Тема: Выбор помещений и оборудования для бизнеса. - 28 -

Тема: Расчет себестоимости продукции фирмы.. - 30 -

Тема: Ценообразование в фирме. - 33 -

Тема: Выбор системы налогообложения. - 34 -

Тема: Бухгалтерский учет и отчетность в фирме. - 42 -

Тема: Построение прогнозного отчета о прибылях и убытках и бюджета движения денежных средств. - 46 -

Тема: Взаимодействие с банками. - 48 -

Тема: Заключение договоров покупки сырья. - 50 -

Тема: Заключение договоров продажи товаров. - 52 -

Тема: Расчет результатов экономической деятельности. - 53 -

Организационно-методический раздел

В экономике большинства стран, в том числе и в отечественной экономике, исключительная роль принадлежит малому и среднему бизнесу. Именно малому бизнесу присущи такие черты, как гибкость производства, высокая адаптационная способность, восприимчивость производственного аппарата к новшествам и обеспечение роста рабочих мест. Отличительные особенности малого бизнеса делают необходимым его поддержку со стороны государства. При этом необходимость существования малых фирм осознана и «сверху» и «снизу». Так, с начала внедрения «рынка» в отечественной экономике меняются общественные приоритеты, становится востребованной и актуальной организация своего дела.

Данный учебно-методический комплекс способствует ознакомлению с рядом важных вопросов, возникающих при организации и развитии собственного бизнеса. Пособие ориентировано на слушателей 3-его курса экономических специальностей ССУЗов. Объем аудиторных часов, предусмотренных программой курса, составляет 144 академических часа в течение двух семестров. Объем самостоятельной работы студентов составляет 62 академических часа.

Цель курса: познакомить слушателей с работой коммерческой организации в современных российских условиях путем создания виртуальной фирмы, обеспечения ее функционирования и развития в различных смоделированных ситуациях.

Задачи курса:

· познакомить слушателей с документооборотом и бизнес-процессами, возникающими в процессе организации и функционирования коммерческого предприятия;

· закрепить знания и навыки по бизнес-планированию;

· закрепить знания и навыки проведения финансово-экономических расчетов;

· сформировать у слушателей комплексное восприятие деятельности предприятия;

· сформировать умение работать в команде.

Необходимые первоначальные навыки и умения у слушателей курса:

· умение работать с открытыми источниками информации;

· умение работать с программами word, excel;

· знание основ экономической теории, экономики предприятия, маркетинга, бизнес-планирования, финансового менеджмента, бухгалтерского учета.

В рамках данного курса предусматривается виртуальное создание и развитие собственного дела со стороны студентов. Студенты под руководством преподавателя создают несколько виртуальных фирм и, таким образом, знакомятся с рядом вопросов, характерных для начальных стадий жизненного цикла организации: процессом учреждения и организации предприятия, формированием ассортимента, ценообразованием, а также проводят ряд экономических расчетов, знакомятся с документарным сопровождением торговых сделок. При этом предусмотрено распределение следующих ролей между студентами внутри каждой фирмы: директор, маркетолог, финансовый менеджер и бухгалтер. Каждые два месяца внутри фирмы происходит ротация с тем, чтобы каждый участник в процессе изучения курса испытал себя на каждой из позиций. Такое распределение направлено на формирование у студентов способности работать в группе, занимая определенную позицию. Также на занятиях предусмотрено взаимодействие фирм между собой в качестве партнеров по бизнесу (поставщиков и/или покупателей) и конкурентов. Это позволит внести в занятия определенную динамику, соревновательный и игровой момент, а также будет способствовать формированию командного духа и умению вести переговоры.

Сформированные навыки и умения после изучения курса:

· принятие решений на основе анализа информации из открытых источников;

· организация и самостоятельное проведение маркетинговых исследований;

· регистрация наиболее распространенных организационно-правовых форм предприятия (ООО, ИП);

· выбор наиболее приемлемой системы налогообложения и организация бухгалтерского учета на малом предприятии;

· организация банковского кредитования малого предприятия;

· выбор метода ценообразования;

· формирование ряда бюджетов (отчет о прибылях и убытках, бюджет движения денежных средств);

· знание документооборота при торговых операциях между юридическими лицами и с физическими лицами;

· умение представить решение в лаконичной и понятной форме.

Рекомендуемый формат занятия:

· студенты работают в группах: по 4 человека в каждой группе;

· каждая группа представляет собой отдельную виртуальную фирму, которая функционирует в изначальном составе на протяжении всего курса;

· одновременно действуют 4 фирмы;

· занятие курирует преподаватель (задает внешние условия, исполняет роль государства и т.п.);

· решения всех учебных ситуаций представляются в форме презентации power point, при необходимости формируется комплект документов (с полным соблюдением комплектности и порядка сбора для реальных условий).

Техническое обеспечение занятия:

1. компьютер (с пакетом программ Microsoft office) для каждой фирмы;

2. доступ к Интернету во время занятий;

3. доступ к правовой базе «Консультант» во время занятий;

4. набор печатей, шаблонов и образцов документов, необходимых при организации и функционировании коммерческой организации.

По итогу изучения курса студенты оцениваются в зависимости от экономических результатов деятельности фирмы, участником которой они являлись. Оценка деятельности фирм складывается из оценки рентабельности каждой фирмы и объема ее чистой прибыли. Совокупная оценка составляется путем умножения коэффициента значимости показателя на значение показателя. При этом и уровню рентабельности, и объему чистой прибыли присваивается коэффициент значимости равный 0,5. Значение показателей (и объем чистой прибыли, и уровень рентабельности) градируется от 7 до 10 баллов. Фирме с наибольшим объемом чистой прибыли присваивается 10 баллов, фирмам, заработавшим меньше, присваиваются соответственно 9, 8 и 7 баллов. Такое же распределение баллов (от 7 до 10) проводится в зависимости от полученного уровня рентабельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: