Объем аудиторных занятий: 12 часов
Объем СРС: 8 часов
Цель занятия: сделать обоснованный выбор сферы деятельности фирмы и предложить примерный объем продаж фирмы.
По итогу занятий должны быть решены следующие задачи:
· распределены позиции между участниками фирмы;
· сделан обзор методов маркетинговых исследований;
· проведено самостоятельное маркетинговое исследование;
· выбрана сфера деятельности и товар (услуга), который фирма будет производить (предлагать на рынке);
· сделано краткое описание выбранной продукции;
· сделан анализ рынка сбыта выбранной продукции;
· приведена характеристика потребителей продукции;
· приведена характеристика конкурентов;
· выбрано название фирмы и ее логотип;
· предложен примерный объем будущих продаж фирмы.
Ограничение: необходимо чтобы инвестиции в бизнес окупались в течение двух лет, при этом нужно, чтобы без учета прибыли, компенсирующей инвестиции, по истечении двух лет у фирмы оставалась достаточная (не менее 200 тыс. руб.) прибыль. Данное ограничение связано с высокой уязвимостью малого и среднего бизнеса на рынке, а также с трудностью нахождения источников финансирования при длительном периоде окупаемости инвестиций.
|
|
8 часов отводятся непосредственно на выполнение заданий, 4 часа – на представление результатов. На представление результатов каждой фирме отводится 1 аудиторный час.
В начале занятия студенты должны разделиться на группы по 4 человека. Каждая группа будет представлять собой одну фирму. В каждой фирме будут открыты следующие позиции: директор, бухгалтер, финансист, маркетолог. Студенты самостоятельно распределяют между собой позиции внутри фирмы. По истечении 2 месяцев будет произведена ротация – студенты поменяют свои позиции внутри фирмы, для того чтобы каждый участник смог попробовать себя на каждой из позиций.
Необходимо выбрать сферу деятельности фирмы с учетом долгосрочной перспективы, потребительского спроса, прогнозной рентабельности и прибыли. При выборе руководствоваться необходимо не только данными кабинетных исследований (результаты опросов, оценка отрасли, опубликованные в открытых источниках, статистические данные и т.д.), но и самостоятельно провести полевые исследования. Для этого фирма должна действовать на местном рынке (по крайней мере, в отношении сбыта), поскольку выводы об уровне спроса в других местах будут основываться только на косвенной информации, на местном же рынке есть возможность добавить к кабинетным исследованиям полевые.
В приложении представлен примерный шаблон методики исследования рынка.
|
|
Студенты должны сделать обзор возможных методов маркетинговых исследований (анкетирование, опрос и т.д.), выбрать один или несколько методов и провести самостоятельное исследование. Необходимо показать примерные затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски, провести анализ конкурентов. Маркетинговое исследование позволяет уточнить предпочтения потребителей в отношении продукта, выбранного фирмой, их удовлетворенность продукцией, уже существующей на рынке, положение конкурентов и т.д.
Характеристика рынка должна включать:
· размеры рынка;
· уровень и тенденции развития рынка;
· динамика цен на рынке за последние 3 года;
· специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
· независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
· предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;
· планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
· особые цели на рынке.
Характеристика потребителей продукции должна включать:
· тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители, возраст, пол и т.д.);
· их географическое расположение;
· их мнение о продукции.
· сервисное и гарантийное обслуживание.
Характеристика конкурентов должна включать:
· перечень предприятий - основных конкурентов;
· их сильные и слабые стороны;
· их финансовое положение;
· уровень технологии;
· удельный вес в обороте рынка;
· используемые конкурентами стратегии маркетинга;
· возможная реакция конкурентов.
По итогу занятий по данной теме должно быть показано, что выбранная продукция или услуги имеют рынок сбыта, а предприятие имеет возможность добиться успеха на этом рынке.
Результаты анализа и исследований, содержащие данные о размере рынка и объеме потенциального неудовлетворенного спроса в определенной отрасли, должны быть представлены в формате презентации, сделанной в power point. Объем презентации от 15 до 20 слайдов. Обязательно должны присутствовать таблицы и диаграммы (не менее 3 таблиц и не менее 4 различных диаграмм). Обязательно должны содержаться данные со ссылкой на источники:
1. об объеме производства в отраслях, потребляющих выбранный продукт, (в динамике за 2-3 года) в целом по РФ и отдельно для местного рынка (источники: Росстат, обзоры отраслей, данные различных исследований, опубликованные в открытых источниках);
2. об объеме производства в выбранной сфере (в динамике за 2-3 года) в целом по РФ и отдельно для местного рынка (источники: Росстат, обзоры отраслей, данные различных исследований, опубликованные в открытых источниках);
3. динамика цен в отрасли и динамика цен в целом по промышленности (источники: минэкономразвития, обзоры отраслей, данные различных исследований, опубликованные в открытых источниках);
4. оценка доли рынка, которую планирует занять предприятие.
Преподаватель оценивает работу по обоснованности вывода об объеме спроса (насколько трудоемкие и исчерпывающие были проведены исследования, насколько полно отражена информация по требуемым пунктам, насколько выводы соответствуют полученным данным). Оценка производится по 10-балльной шкале. В зависимости от полученного балла варьируется объем первоначального капитала, выделяемого фирме. При получении от 9 до 10 баллов фирме зачисляется на виртуальный счет 75% от средств, необходимых для начала бизнеса. Расчет требуемых инвестиций производится на последующих занятиях. При получении от 7 до 8 баллов – зачисляется 60%. При получении от 5 до 6 баллов – 50%. Если фирма получила менее 5 баллов, то выделяемый первоначальный капитал составляет 30%.