Баланс предприятия является одним из основных финансовых документов (наряду с Отчетом о прибылях и убытках). Все элементы бухгалтерской отчетности связаны между собой, поскольку отражают, как правило, разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций. Например, информация, представленная в балансе, дополняет сведения, содержащиеся в Отчете о прибылях и убытках и наоборот. В рыночной экономике бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей.
При построении баланса следует учитывать, что стоимость основных средств указывается с учетом амортизации (то есть при отсутствии обновления основных фондов их стоимость с каждым годом уменьшается). Сумма по строке «баланс» должна совпадать по активу и по пассиву. Сумма накопленной прибыли по балансу должна совпадать с суммой прибыли, указанной в отчете о прибылях и убытках (за одинаковые отчетные периоды). Сумма денежных средств по балансу должна совпадать с суммой денежных средств, указанной в бюджете движения денежных средств (за одинаковые отчетные периоды).
Пример баланса предприятия представлен в таблице:
Баланс предприятия (тыс. руб.) | Начало года | Конец года |
АКТИВ | ||
Основные средства и прочие внеоборотные активы | ||
Оборудование | ||
Транспорт | ||
Оборотные средства | ||
Товарно-материальные запасы | ||
Денежные средства, расчеты и прочие активы: | ||
расчеты с дебиторами; | ||
денежные средства. | ||
Баланс | ||
ПАССИВ | ||
Собственные средства | ||
Уставный капитал | ||
Накопленная прибыль | ||
Обязательства | ||
Расчеты с кредиторами: | ||
за товары, работы, услуги; | ||
по оплате труда; | ||
с прочими кредиторами. | ||
Баланс |
Тема «Взаимодействие с банками» Приложение 1
Подготовка документов для банка
Как правило, для получения кредита в банке на цели финансирования бизнеса необходимо заполнить ряд документов. При этом часто формы для заполнения предоставляются непосредственно банками. В любом случае, основным документом является бизнес-план, который позволит оценить прибыльность бизнеса и возможность погашения кредита своевременно и в полном объеме. В рамках данного курса рассматривается подготовка упрощенного бизнес-плана. Разделы бизнес-плана должны содержать следующие детали:
· описание инициатора инвестиций (заемщика);
· описание бизнеса;
· оценку рынка;
· финансовое положение предприятия (текущий баланс, проектируемое движение денежных средств, планируемая прибыль).
Рассмотрим каждый из указанных разделов подробнее.