Вопрос 2. Понятие и виды субъектов административного права

Субъект права в любой отрасли законотворчества – это обладатель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.

В административном праве составляющие его нормы реализуются тоже соответствующими субъектами – гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., являющимися носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права. Круг их, как видим, весьма многообразен.

Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют особенности по своему характеру, объему, формам выражения. Так, полномочия ряда субъектов, например, органов государственного управления, имеют сложную структуру – задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности. Все это отражается в положениях об этих органах. Например, Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий структурно состоит их общих положений, основных задач и функций МЧС, прав и обязанностей руководства[25].

Далее, полномочия субъектов административного права могут выражать, с точки зрения обязательности содержащихся в них предписаний, только права, например, право гражданина на получение высшего образования или занятие предпринимательской деятельностью, или только обязанности, например, граждан и организаций соблюдать общественный порядок, правила благоустройства и т.д. Есть полномочия, состоящие из прав-обязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования.

Еще одна особенность субъекта административного права заключается в том, что полномочия, которыми он наделен, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае – вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности наделяется обязанностью исполнить меру административного взыскания, в том числе принудительно.

Права и обязанности субъекта административного права (его полномочия) образуют в своей совокупности его правовой статус. Например, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ статус спасателейэто совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью (п.6 ст.1).

Правовой статус субъекта административного права образуют нормы, общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами и предложениями. Но наряду с общими нормами правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленных в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права и не относятся, скажем, к деятельности военных структур.

Однако имеется особое юридическое качество, которым необходимо обладать для того, чтобы быть таким субъектом. Это качество – административная правосубъектность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: