Возникновение и сущность марксизма

М. – философия созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом во 2 ½ XIX в. и якобы развитая Лениным. Идеи м. существенно повлияли на ход европейской и мировой истории XIX —XX вв. М. делится на три части: м. как философское учение; м. экономико-социологическое учение; м. как политическое течение. Философское учение марксизма делится в свою очередь на диалектический и исторический материализм.

Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее первичность материи и три основных закона её движения и развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Что бы ни думал Орлов, м. не сводится к борьбе идеализма и материализма, а требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.

Закон единства и борьбы противоположностей: Каждый объект заключает в себе противоположности (взаимопроникающие стороны).

Закон перехода количественных изменений в качественные: закон, основанный на взаимосвязи двух свойств объекта – количества и качества, являющимися едиными свойствами единого объекта. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.

Закон отрицания отрицания: всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. Например, колос пшеницы вырастает благодаря смерти зерна, т.е. он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен. В духовной сфере примером действия закона отрицания отрицания является возврат Гегеля к некоторым положениям Гераклита. Этот возврат есть следствие двойного отрицания (Аристотель отрицал Гераклита, Гегель – Аристотеля). Как замечал сам Гегель, все это похоже на действие с отрицательными числами ("минус на минус дает плюс" и т.п.).

Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина. Основные ее тезисы: необходимым условием существования людей является производство материальных благ; производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме; существует не один, а несколько типов экономических (производственных) отношений. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

Базис — это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством). Надстройка (нем. Überbau; англ. Superstructure) — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

Экономика развивается, чтобы удовлетворять возрастающие потребности людей в материальных благах. Согласно историческому материализму, развитие производительных сил на определенном этапе неизбежно вызывает необходимость изменения производственных отношений. В результате надстройка (всегда так или иначе закрепляющая существующие производственные отношения), перестаёт соответствовать уровню производства и становятся тормозом экономического развития общества. В такие моменты и происходит смена общественно-экономической формации, то есть смена устаревшей надстройки на новую. В зависимости от того, насколько гладко проходит это изменение, оно может быть как эволюционным, так и революционным. В последнем случае движущей силой революции становятся те силы общества, которые наиболее неудовлетворены текущим состоянием надстройки и наиболее заинтересованы в её изменении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: