Материалистическое понимание истории

Материалистическое понимание истории возникло в 40-е годы XIX века, родоначальники – Маркс и Энгельс. Ключевые положения: общественное бытие определяет характер общественного сознания (общественное бытие имеет социальное материальное содержание, сами люди – социальные материальные индивиды, и не сводятся лишь к природному уровню. Общественное сознание – отражение общественного бытия); общественное бытие определяет характер общественных отношений (базовые отношения – экономические, духовные связи – производственные от экономических); историю творят массы (массы – все люди в целом и каждый человек в отдельности, лидеры – выразители интересов, опирающиеся на социальную базу и направляющие ее).

История представляет собой единый (преемственность + единство людей – т.к. сущность людей одинакова, человек родовое существо), закономерный (закон – повторяющаяся сущностная связь между явлениями. Человек связан с природой, а значит, со всеми предметами. Человек действует согласно законам природы, но преобразует и себя – т.е. как саморазвивающееся существо, он сам эти связи и создает), объективный (человек объективен, а значит, история как история людей объективна), поступательный (в самой сущности человека заложено стремление к сложному) процесс.

Предпосылки: усложнение материальной деятельности. Складывается промышленность, противостояние труда и капитала, человек окончательно отчужден от средств производства, даже от себя, труд обособился от своих предметных проявлений – становится ясно, что источником существования человека является лишь труд, остальное – лишь способы, т.д.

Аргументы: прежде чем мыслить, человек должен жить – быть живым; поскольку человек – сверхприродное материальное существо, он нуждается в сверхприродных средствах жизни, т.е. в таких, которых в природе не существует, которые человек должен создать, значит, чтобы жить, человек должен трудиться; труд - источник человеческого существования (жизни и мышления), он определяет все многообразие сторон общественной жизни (т.е. характер общественных отношений – экономических, социальных, духовных, характер социально – политических организаций, характер мышления во всех его формах и видах); XX век: общественное сознание никогда полностью не охватывает всех условий, и тем более последствий человеческой деятельности – поэтому сознание не может являться первичным по отношению к этой деятельности.

В материализме человек – социальное материальное существо, производящее (изменяющее) свою жизнь посредством преобразованию природы и в силу этого мыслящее существо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: