Исторические общности людей

- это крупные, устойчивые обьединения (коллективы), обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т.д.

Закономерные ступени развитий родовой, общественной сущности человека, его труда и мысли. Если нет совместной жизни и труда – нет и исторической общности. Связи в процессе производства ведут к связям территориальным, административным, к общности языка (необходимое средство общения), накопления, хранения и передачи социального опыта.

Основные типы: родоплеменная общность, народность, нация. Иногда туда же относят расы (группы людей, различающиеся по антропогенным, биологическим признакам, выраженным в социальных областях).

Первобытнообщинная формация.

На основе кровнородственных отношений складываются родовые и племенные общности, вместе с ними – первые формы брака и семьи.

Характерная черта: экономические отношения в оболочке родственных связей, они на первом плане.

Родство – это сложное социальное явление, имеющее свою биологическую основу (или матрицу – где формируются социальные связи – родовые, семейные, национальные). Родственные связи: материнские роды (матриархат, значительность роли женщины – период мотыжного земледелия) – переход к патриархату (скотоводство). Из патриархального рода возникает патриархальная семья (3-4 поколения ближайших родственников, потомков отца).

Семья возникает из потребности воспроизводства рода, но имеет социальную природу. Социальное содержание существенней биологического, но биологическую матрицу учитывать необходимо всегда, поскольку это основа на которой формируются социальные связи.

Народность – новая общность, экономической основой формирования которой служат частный труд и частная собственность. Чаще натуральный характер хозяйства определяет локальные, местные, хозяйственные и другие связи. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, административной и пр. самостоятельности.

Формы народности: рабовладельческого и феодального общества. Исторически первые – древнеэллинская, древнеегипетская. В феодальном обществе – народность включает в основном трудящееся население. Некоторые народности начали складываться в условиях капитализма.

Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в характере и культуре. Её экономическая общность имеет глубокий и универсальный характер – т.к. капиталистическое товарное производство.

Ленин выделял 2 основные тенденции в развитии буржуазных наций:

1) пробуждение национальной жизни и нац. движений, борьба против всякого национального гнёта, создание национальных государств.

2) Развитие и учащение сношений между нациями, ломка национальных перегородок, интернациональное единство капитала и экономики в целом.

Обе тенденции = единый мировой закон капитализма.

Основные принципы национальной программы при социализме:

1. принцип равноправия наций, в т.ч. права наций на самоопределение и отделение

2. принцип интернационализма и борьбы с буржуазным национализмом

Социалистические нации складываются в результате коренного преобразования буржуазных наций или непосредственно из народностей. Общественный характер труда способствует созданию единой многонациональной общности, учитывающей все особенности каждой нации и народности.

Интеграционные процессы современного общества => национальные различия будут стираться. Новая общность людей = «обобществившееся человечество» (по Марксу – идеал нового, диалектического и исторического материализма).

Появление глобальных проблем выдвигает более сложную и грандиозную задачу – создание объединенного человечества в условиях разнородного мира, ещё не изжившего антагонизма классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: