Место науки в системе культуры. Сциентизм и антисциентизм как основные мировоззренческие подходы к анализу науки

То место кот.сейчас занимает наука – это рез-т последних 3 веков. В 19 в. фил.н. Культура - вся совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. В таком понимании культуры действительно отражаются все ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы.

Разделяют культуру материальную и духовную. Материальная К. - совокупность материальных благ, средств и форм их пр-ва, а также способов овладения ими. Духовная К. - совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии (ф., право, религия) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Наука (по Касановскому) – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая целью достижение истины и открытие объективных законов на основе обобщение реальных фактов в их взаимосвязь для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменениям. Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире. Наука объединяет в себе 3 аспекта: 1. наука – особый вид деятельности, духовное производство в отличие от материального производства; 2. наука – особый вид знания: объективного, обоснованного и достоверного; 3. наука - одновременно есть социальный институт, или определённый социальный организм, который представляет собой совокупность научных сообществ, объединенных едиными нормами и ценностями. Сейчас сталкиваются два направления: 1 Сциентизм (слепое поклонение науке) — противопоставляет науку всем др. сферам культуры.Сциентизм –чрезмерный энтузиазм веры в силу науки, выражающийся в навязывании вненаучным областям культуры «научных» моделей и рецептов; непомерные претензии технократов, слепо уповающих на всесилие и чудотворство науки и техники, как это, например, проявилось в пропаганде проекта «звездных войн». Это такая мировоззренческая установка кот. Рассм. Науку и технику как важную сферу культуры и как способ решения всех че-х прблем. Какие-бы проблемы в жизни ч-ка и общ. не появ. Рано или поздно наука найдет решение данной проблемы. Рассол, Карл Поппер, Тоффлер, Дзержинский. Третирование и игнорирование вненауч. знаний. Социо-культ. Сциентизм – абсолютизация роли науки и техники в жизни ч-ка – это только польза, а минусы сциентизм не замечает. Позиции сциентизма противопоставляет антисциентизм. 2 Антисциентизм (страх перед наукой) — это такая мировоззренческая установка, кот. Акцентирует свое внимание на ограниченных возможностях науки в плане решения каких-либо чел. проблем. Ставит проблему ценностей науки, результата научных исслед-й, этики ученых. Подчеркивает какой вред несет наука здоровью и жизни ч-ка (эко кризис).

3. Наука как особый тип знания. Критерии научности знания. Отличие науки от паранауки, лженауки и антинауки. Наука (по Касановскому) – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая целью достижение истины и открытие объективных законов на основе обобщение реальных фактов в их взаимосвязь для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменениям. Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире. Наука объединяет в себе 3 аспекта: 1. наука – особый вид деятельности, духовное производство в отличие от материального производства; 2. наука – особый вид знания: объективного, обоснованного и достоверного; 3. наука - одновременно есть социальный институт, или определённый социальный организм, который представляет собой совокупность научных сообществ, объединенных едиными нормами и ценностями. В современной философии науки был выделен ряд критериев научности знания:1.науч.знание объективно 2. науч.знания выявляют закономерности явл. 3. системность, т.е. науч.зн. упоряд. На основе опред. теор. принципах 4. наука исп. опред. специализ. язык, приборы, оборуд-е. 5. науч.зн. доказательно и обосновано, это зн.подтверждается фактами, аргументами,т.е. опытно проверяемое, желательно многократное воспроиз-е науч.опыта. 6. наука способна не только описывать, но и предсказывать будущее. 7. стремление к объективной истине, т.е. зн-е опис. сам предмет в его св-вах, как он есть. Критерии науч.зн. историч.изменчивы,т.е. само понятие наука в ист. меняется, а значит и меняются крит-и научности. Паранаука (греч.«пара»-около,при) означ. многообр.учение и течение сущ. за пределами офиц.науки, но связанные с нею опред.общностью проблематики или методологии. К паранауке относят: 1.устаревшие науч.теории, кот. не учитывают многочис. опровержения и нов. науч.данные (поиск веч.двиг-ля) –оппозиц-е науки (народ. медиц., нар.метеорология, нар.ахитектура и т.д.) Нар.науки м\т доп-ть офиц.науку и даже заменять ее при опр.услов-ях. 2.иссл-я паранорм.фен-менов,т.е. тех фен-в, которые отрицаются офиц.наукой(парапсихология, телекинез, уфология и др.) 3. аккультные н. (алхимия, астрология, хиромантия и др.) эти учения основаны на вере в сверхест.науки, они культивируют фанатизм, сатанизм. Причины папанауки: 1. неоднородность самой науки, науч.теорий т.к.некот. элементы не уклад-ся в сущ-ю науч.парадигму. 2. сущ. целый ряд видов деятельности и знанияв котор-х идеалы науч.рациональности не имею авторитета. 3. паранаука это естест.спутник науки в условиях демократии, и поэтому наука должна вести диалог со своими оппонентами и разоблачать паранауку. Лженаука – это деят-сть имитир- науку, но таковой не яв-ся. Гл. отличие лженауки от науки это построение на основе ошиб-х данных, неподтвержденность и неповторяемость. Отлич-е особен-ти лженауки: 1.игнориров-е или искажение уже извест-х ф-ов. 2.невозмож-ть поставить экпер-т, подтвердить или опровергнуть утверж.теорию. 3. замена экпер.проверки отсылками к интуиции, здрав.смыслу, доверии, автор.мнению. 4. исп. недостовер-х данных 5. введение в оборот полит. или религ. установок. Сопутвт-е теории лженауки: 1. т-рия созд. одним ч-ком или узкой гр.людей не признанных в науч.мире 2. т-рия необычно универсальная 3. т-рия базирующ. на плагиате. Причины лженауки6 1. введение ПК, Интернета невозможен контроль за авт.правами 2. соц.причины-внедрение вненауч.указаний в усл.тоталит.гос. (генетика,статистика ядер.физика -запрет) 3. фин.причины Проблемы выявл-я лженауки: 1. трудно различить лжен. и нов.теорию 2. трудно различить лжен. и ошибку в науке. Антинаука(статья Дж. Холтона Что такое «антинаука»?). В понятии антинаука сплелось воедино множество самых разных смыслов и явлений, однако их объединяет общая направленность против того, что можно назвать просвещением. Необходимо различать его основные элементы и, в частности, иметь ввиду следующие подразделения: подлинная наука («добрая», «злая», нейтральная; старая, новая, вновь возникающая); патологическая «наука» (т.е. занятия людей, убежденных, что они творят «подлинную» науку, но на самом деле находящихся в плену своих болезненных фантазий и иллюзий); псевдонаука (астрология, «наука» о паранормальных явлениях, откровенная чепуха и суеверие типа историй о «духах пирамид» и т.п.); сциентизм (чрезмерный энтузиазм веры в силу науки, выражающийся в навязывании вненаучным областям культуры «научных» моделей и рецептов; непомерные претензии технократов, слепо уповающих на всесилие и чудотворство науки и техники, как это, например, проявилось в пропаганде проекта «звездных войн»). Есть и другие, менее определенно выраженные формы. В своей наиболее глубокой форме так называемая антинаука представляет собой заявку на ясное, четкое, конструктивное и функциональное, потенциально всеохватывающее альтернативное миропонимание, в рамках которого декларируется возможность «науки», весьма отличной от той, которая известна нам сегодня; утверждается, что историческое значение этого альтернативного миропонимания заключается ни в чем ином, как в том, чтобы отвергнуть, развенчать, преодолеть классическую западную науку в широком смысле этого понятия. Причем преодоление и отрицание распространяется как на онтологические, так и на гносеологические основы и принципы науки, и прежде всего на традиционные, неотъемлемо и органично присущие ей экспансионистские амбиции определять и указывать смысл и направление прогресса человеческого общества. Иначе говоря, мы сталкиваемся здесь с давним, упорным и неуступчивым внутрикультурным противоборством, разрядки которого вряд ли можно ожидать в обозримом будущем.

4. Значение историко-научных исследований для науки и культуры. Виды истории науки: биографическая, дисциплинарная, парадигмальная и историографическая истории науки. Основные принципы парадигмального подхода к истории науки. История науки – это иссл-е феномена науки в его развитии, времени. Разработка ист. науки как обл. знания началось в 19 веке. В 1892 году во Франции была создана первая каф-ра ист. науки. Значение историко-научных иссл-й: 1.Общекульт-мировозрен. знач. этих иссл-й,т.к. ист.н. выступает как достиж. дух.деят.ч-ва, стремление найти истину. Ист. науки это путь к истине(Дж.Бруно). 2. Ист.-науч-е иссл-ия имеют большое значение для науки,т.к. она показывает как развив. и форм-сь науч.проблемы; каковы были методы решения этих проблем, как формировались понятия; позволяют проследить логику развития науки в целом и конкретных научных областей в частности. Как соотносятся современные научные знания и знания прошлые? Кузнецова говорит «возможно 3 основных подхода»: 1. Совр. наука выступает в качестве эталона знания. Такой подход опасен, потому что ист. науки превращается в ист-ю заблуждений, а прошлое знание оно осовременивается. 2. Полная противополож. первого, это модель полного погруж-я в прошлое, когда стоит задача воссоздать исторический контекст и предложить посмотреть на мир глазами ученых прошлого (нельзя раствориться в прошлом, теряется логика движения научной мысли). 3. Диалектическое единство, когда тексты прошлого переводятся на совр. язык, но при этом осущ-ся осознание процедур этого перевода с позиции совр. ч-ка и воссоздания условий с позиции совр. знания. В какой мере история науки объективна. Виды истории науки: 1. Биографическая ист.н. – ист.н. выступ., как деят-сть выдающ.ученых в той или иной науке. Вклад мелких ученых обесценивается и не берется во внимание. 2. дисциплинарная ист.н.-когда ист.н. рассм. как ист.возникновения и разв. науч.дисциплин 3. Историографическая ист. н.-здесь ист. н. выступает как история описаний истории науки. 4. Парадигмальный подход к ист. н.(Т.Кун): а. Наука это деят-сть науч. сообщетсв, которые формируются в определенной ист-ой среде. Эти сообщ-ва воспроизводят те социальные процессы, которые складываются в обществе в целом. б. Науч. сообщ-ва разрабатывают опред-ые программы и образцы науч. исслед-й или парадигмы. В этом смысле развитие науки это смена науч. парадигм, потому что в ист. н. происходят революц-е изменения, при кот-й одна научная парадигма сменяет другую, при этом смена парадигм происходит под влиянием внутр. и внеш. факторов развития науки. Виды парадигм в ист.н.: 1.Геоцентрическая парадигма – земля в центре(Аристотель) 2. Гелеоцентрическая парадигма – солнце в центре(Коперник) Основоположником парадигмального подхода выступает Т.Кун. Вкладом Куна яв-ся рассмотрение развития науки в неразрывной связи с динамикой науч. сообщ-ва. Науч. сообщество состоит из спец-тов, связанных общими традициями образования и работы в опред. исслед. области. Основой для формир-я и функцио-я таких сообществ яв-ся принятие их членами опред-й парадигмы – концептуальной схемы, модели науч. деят-сти, проявляющей себя в совокупности теор-х стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоз-х установок. Парадигма (или семейство парадигм) обеспечивает прочность профес. связей м\у чл. науч. сообщ. и относит-е единодушие в их суждениях и оценках. В рамках парадигмы осуществляется решение науч. «задач-головоломок». Безраздельное господство той или иной парадигмы определяется Куном как период «нормальной науки», который заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением аномалий, т.е. проблем (головоломок), принципиально неразрешимых в ее рамках. Наступает кризис «нормальной науки», когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Рез-том яв-ся науч. рев-ция – полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, завоевавшей приоритет. Становление новой парадигмы знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повторяется заново.

5. Методологические проблемы историко-научных исследований. Проблема объективности историко-научных исследований. Соотношение эмпирической и теоретической истории науки. Роль крупных ученых в создании объективной и всесторонней истории науки. В какой мере история науки объективна? Она пишется людьми, которые несут отпечатки своей культуры, своих ценностных, научных представлений. Как возможна объективность истории науки? Зд. появляется вопрос о методологии историко-научных исследований. Виды истории науки:

1. биографическая - история науки выступает как деятель-сть выдающихся ученых (от одной выдающейся личности к другой). Минус - вклад мелких ученых обесценивается, а также не учитывается социо-культурный контекст открытий.

2. дисциплинарная история науки – как история возникновения и развития науч.дисциплин, а также как история отдельной дисциплины. Минус – нельзя вырвать ту или иную дисциплину из контекста времени.

3. историографическая история науки – как история описаний истории науки. Страдает абстрактностью и уходом от исторических фактов.

4. парадигмальный подход к истории науки. (Томас Кун), говорит, • наука – это деятель-ть науч. сообществ, которые формируются в определенной исторической среде, социо-культурных условиях; эти сообщества воспроизводят те социальные процессы, которые складываются в обществе в целом. Науч. сообщества разрабатывают определенные программы и образцы науч. исследований или парадигмы, поэтому развитие науки- это смена науч. парадигм, так как в истории науки происходят революционные изменения, при которых одна научная программа сменяет другую. Смена парадигм происходит под влиянием внутренних и внешних факторов развития науки, например, история астрономии – Аристотелевская геоцентрическая парадигма (земля в центре, она неподвижна, вокруг нее движутся космические тела) – эта парадигма просуществовала до Коперника (гелиоцентрическая – солнце в центре), открытия были, но в рамках этой парадигмы. Уровни историко-научных исследований: 1.Эмпирический. Его особенность: сбор фактов, которые касаются истории науки, а именно, где, когда, кем что-то было открыто. Но для сбора фактов необходима предваряющая теорет-я установка. Факт зачастую вторичен к теоретич-у образу науки, поэтому эмпирич-е исследования истории науки всегда зависят от определенных теоретич-х установок. Эмпирич-й уровень недостаточен для понимания истории науки, поэтому важен не только историч-й факт, но и историкологическая реконструкция истории науки, т. е. важно осмысление этого факта, выявление его значения для истории науки. Это зависит от того, из какой модели мы исходим. Поэтому объективность зд. очень сложная. Только разнообразие методологии позволит нам увидеть объемную картину истории науки. Объективность историко-научных исследований – идеал, к которому нужно стремиться. Современные проблемы историко-научных исследований: Какова цель ис.-н. исследований? – до 60-70гг 20 в. преобладал нормативный подход, когда история науки, анализируя развитие науки прошлого, пытался выявить идеальные модели постановки и решения науч. проблем, но алгоритм открытий никто не нашел. Поэтому есть дескриптивный (описательный) подход. Задача истории науки не столько предписать, сколько описать (тоже важно). Что является Объектом истории науки: когнитивная (а именно, интеллектуальное движение мысли) или социальная история науки, где акцент делается на социальном контексте научных открытий? История науки- это история борьбы идей и людей! Эта проблема стала рассматриваться в конце 20в. – властные отношения в науке, утверждают одни идеи и подавляют другие. Проблема европоцентризма в истории науки. В своих высших достижениях наука представлена в европейской цивилизации. Является ли европейская наука идеальным образцом науки вообще? Не мешает ли европоцентризм по достоинству оценить научные достижения других народов? Современная история науки – разветвленное знание, где есть много подходов, все они имеют право на существование.

6. Специфика традиционной восточной науки. Фактонакопительный, рецептурный и личностный характер восточного знания. Достижение вавилонской, индийской и китайской науки. Др.Египет Знания хранились в домах жизни, к-ые распол.возле дворца фараона или в храмах (здесь занимались астрономией,магией) –создали свой календарь, разделив сутки на 24ч; определили прод-сть года в 365 дней; делили год на 3 сезона по 4 м-ца(связано с циклами разлива Нила); сост. звезд.часы; изобрели водяные часы.Егип.мат-ка это техника вычисления, гре геометр.задачи реш-ся ариф.приемами. Др.егип.врач это и жрец и маг одновременно, врачи делились по узким спец-тям, отлично знали химию; анатомию,но ф-ции органов плохо. Вавилон В В. была развита математ., которая была наиболее свободна от религ-х влияний и поэтому в своем развитии достигла > успехов.В В. была шестидесятидесятеричная система исчисления (ее исп. деля часы и мин на 60, при исчислении окружности 360 градус.).Вавил. мат-ки были основоп--ми алгебры, т. к. они решали уровнения с 2 и 3 неизвестными, определили число Пи, но не точно.Мед-на и химия были тесно переплетены с магией. Именно здесь изобрели колесо, гончарный круг, цвет. стекло, ювелир. искусство, 1-ые правовые кодексы, но знания охранялись жреческими кастами и доступ к нему был закрыт. Индия Древ. индийские открытия повлияли на арабские и персидские учения.Считается, что здесь система исчисления стала десятиричной, а также появились алгебраические понятия как цифра, sin.Др. Индия превзошла по своим достижениям Др. Грецию.В Индии развивалась медицина, которая уделяла внимание чел. орг-му, природ. условиям и наследственности. Индийские врачи уделяли > внимание личной гигиене и диете. Они считали, что в основе чел. организма лежит 3 глав. Сока: ветер, желчь, флегма (т. е. движение огня и размягчение) и считали, что именно они воздействуют на орг-зм. Анатомия и физиология развивалась слабо.В Индии создана наука о долголетии — Аюрведа. Китай Широкое развитие мат-ки, т.к. она носила прикладной хар-р. Основной мат-кий трактат назывался «математика в 9 книгах», который содержал сбор основ. сведений накопленных к этому времени. Здесь зафиксированы действия с дробями, пропорции, прогрессии, теорема Пифагора, решение линейных урав-й.Во 2 в. н. э. были изобретены отриц. числа, десятичные дроби, вводилась пустая позиция для нуля. Достижения в астрономии — было известно 2.5 тыс. звезд и 320 созвездий, количество дней солнечного года 365.25. В 1 в. н. э. изобретен компас, а также бумагу и активно развивалось лаковое пр-во. Китай родина шелка.Усоверш-ли плуг, используя силу падающей воды, водопроводный насос, ввели грядковую культуру полеводства, систему севооборотов, создали различные способы удобрений почвы. К 1 в. н. э. они умели классифицировать почвы по 9 разрядам. Медицина — ввели способ лечения — иглоукалывания, разработали трактаты по диетам и лечебной гимнастике, использовали анастезию при полосных операциях, ставили диагноз по пульсу.Т.о. Наибольшее развитие в древнем мире получили большее развитие математика, медицина и астрономия, т. к. носили прикладной хар-р.Восточная наука центрирована на уникальном, неповторимом и единичном. Она имманентно описательна и эмпирична, даже рецептурна. И этому в восточной традиции есть свое объяснение.

7. Феномен древнегреческой науки. Космоцентризм античной философской и научной мысли. Идеал доказательного знания и создание первых научных теорий. Основные достижения античной научной мысли. Для античной науки и ф-и хар-ны, с одной стороны, утилитарность (практичность), тяготение к рационализованности знания. Недаром выше всего ценилась математика, а в пределах математики – геометрия. Но, с другой стороны, античная наука – еще мифологична, ей свойственны образность мышления и выражения мысли, проблемность в рассмотрении мира и человека, целостность постановок проблем. Древнегр-е мудрецы, познавая окр. мир, размышляя о нем и о жизни ч-ка, уже задают философские вопросы: что значит знать? Что есть истина? Что есть благо? И, в конечном счете, так или иначе ставят проблему: как жить ч-ку в этом мире? Античной фил-ии свойствен широкий и глубокий подход к миру с попытками объять все мироздание в целом и систематизировать все знание.

Древние греки очень высоко ценили разум, знание, мудрость и презирали невежество. В греч. период античность породила колоссальное кол-во ученых, мыслителей, развивавших разнообразные направления в познании и применении знаний (Фалес, Гераклит, Пифагор, Архимед, Эвклид, Сократ, Платон и т. д.) В Др. Греции возникло множество фил-х школ. Свобода размышления была почти ничем не стеснена. Гениальные догадки, правда, соседствовали с нелепыми представлениями. Скажем, разрабатывавший учение об атомах, философ Демокрит, считал, что магнит притягивает потому, что имеет душу. Древнегр-я наука была и “инструментом” цивилизации, и ее следствием. И в гораздо большей мере, чем где-либо, в Др. Греции наука, философия, мудрость были в то же время явлениями развивающейся культуры. В древнегр-й мудрости религиозно-мистическое содержание вытеснялось разумно-логическим. Обожествленным оказался именно разум. Человечность человека связывалась с ним. При этом разумность еще не могла быть и не была сухой рациональностью, а практичность – узкой функциональностью. Разум древних греков поэтичен. Но это разум, поэтичность его не безмерна. Стремление к мере, вообще во всем, – пронизывает мировоззрение древнегр-х мыслителей. Разумный мир – это мир меры, гармонии частей, частей и целого. Разумная жизнь – гармонизированная по высшей мере, устроенная, упорядоченная. Важно, чтобы жизнь строилась не в соответствии с, как угодно увиденной, природой вещей, а исходя из того, как человеческий разум (человеческая природа), человеческий дух постигли действенную природу сущего. В. Л. Круглов недаром замечает, что для греков: “Логос – размеренность, упорядоченность, гармоничность течения жизни, – выше, совершеннее стихии проявления алогического, случайного, спонтанного”. Античная рациональность, разумность не только объясняла мир и жизнь, но поддерживала стабильность жизни не на основе соблюдения ритуалов, традиций, “естественного” порядка вещей и отношений, а на основе признания разумности и нравственности порядка, гармонии, и неразумности, безнравственности хаоса, анархии, дисгармонии. Именно исходя из так трактуемой разумности древнегр. фил-я в качестве одной из высших ценностей выдвигает добродетель, нравственность в отношениях людей друг к другу, в поведении ч-ка разумного.

Космоцентризм — это первый этап развития античной фил-и, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к фил-ии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.Вместе с тем это принципиально важный этап становления фил-ии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

Следует отметить значение первых космоцентрических фил-х концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской фил-ии, у истоков которой стояли греки, — рев-ция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.Фил-я Др. Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, фил-й хар-р и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой фил-ой культуры.Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.Сформировав ср-ва для перехода к собственно науке, античная цивилизация дала первый образец конкретно-научной теории - Евклидову геометрию. Однако она не смогла развить теоретического естествознания и его технологических применений. Причину этому большинство исследователей видят в рабовладении и использовании рабов в функции орудий при решении тех или иных производственных задач. Дешевый труд рабов не создавал необходимых стимулов для развития солидной техники и технологии, а следовательно, и обслуживающих ее естественно-научных и инженерных знаний.Применение образцов теоретического рассуждения к накопленным на этапе преднауки знаниям математики постепенно выводили ее на уровень теоретического познания. Уже в истоках развития античной фил-ии были предприняты попытки систематизировать математические знания, полученные в древних цивилизациях, и применить к ним процедуру доказательства. Так, Фалесу, одному из ранних древнегреческих философов, приписывается доказательство теоремы о равенстве углов основания равнобедренного треугольника (в качестве факта это знание было получено еще в древнеегипетской и вавилонской математике, но оно не доказывалось в качестве теоремы). Ученик Фалеса Анаксимандр составил систематический очерк геометрических знаний, что также способствовало выявлению накопленных рецептов решения задач, которые следовало обосновывать и доказывать в качестве теорем.Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. В пифагорейской математике, наряду с доказательством ряда теорем, наиболее известной из которых является знаменитая теорема Пифагора (квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов), были осуществлены важные шаги к соединению теор-го иссл-я свойств геометрических фигур со свойствами чисел.

В этот период возникают первые теор-е знания механики, среди которых в первую очередь следует выделить разработку Архимедом начал статики и гидростатики (развитая им теория центра тяжести, теория рычага, открытие основного закона гидростатики и разработка проблем устойчивости и равновесия плавающих тел и т.д.). В александрийской науке был сформулирован и решен ряд задач, связанных с применением геометрической статики к равновесию и движению грузов по наклонной плоскости (Герон, Папп); были доказаны теоремы об объемах тел вращения (Папп), открыты основные законы геометрической оптики — закон прямолинейного распространения света, закон отражения (Евклид, Архимед).Все эти знания можно расценить как первые теор-е модели и з-ны механики, полученные с применением матем-го доказат-ва. В александрийской науке уже встречаются изложения знаний, не привязанные жестко к натурфилософским схемам и претендующие на самостоятельную значимость.Характерно, что разработка в античной философии методов постижения и развертывания истины (диалектики и логики) протекала как отражение мира сквозь призму социальной практики полиса. Первые шаги к осознанию и развитию диалектики как метода были связаны с анализом столкновения в споре противоположных мнений (типичная ситуация выработки нормативов деятельности на народном собрании). Что же касается логики, то ее разработка в античной фил-ии началась с поиска критериев правил-го рассуждения в оратор-м искусстве и выработанные здесь нормативы логического следования были затем применены к науч. рассуждению.Достижения античной мысли: Была создана сама наука и первой была математика, античные мыслители выдвигают идею логического поиска и общенаучных понятий, предлагают идеал доказательного знания, открывают абстрактные объекты и осуществляют эмпирические наблюдения, создается разрыв между абстрактным теотезированием и эмпирическими исследованиями.

8. Средневековая наука. Теоцентризм, символизм и телеологизм средневековой научной мысли. Слово, число и свет как основные предметы научного исследования. Достижения византийской, арабской и западноевропейской научной мысли. Средневековая наука 5-15 вв.Основные черты средневекового миросозерцания:

1) Теоцентризм: в картине мира средневекового ч-ка главное место занимает Бог. Бог – это абсолютное соверш-во бытия и наивысшее благо, источник всякого бытия. Подражание, уподобление, приближение к Богу – цель и главный смысл человеческого бытия.

2) Символизм: так как Бог – творец всего сущего, то сущность каждой вещи определяется Богом, т.е. за бытием каждой вещи скрывается высший смысл, который необходимо открыть.

3) Иерархизм мира – мир качественно разнороден, большим бытием обладают вещи, расположенные ближе к Богу, меньшим те, кот. удалены от него.

4) Телеологизм – истолкование явлений действительности как существующих во имя исполнения каких-то ранее предуготовленных ролей (целей), ничто не существует напрасно, конечной целью мира – началом и концом – является Бог.

Особенности средневековой науки:

1) она имеет специфич-ие предметы своего исслед-ия: божест-ные сущности, тем или иным образом явленную в мире, исходя из этого, 1.1) слово отношение к слову принципиально значимо. При этом сама природа понимается как текст, воплощенный в слово, который можно прочесть. 1.2) число – Пифагор считает, что числа – это смысл вещей. 1.3) божественный свет является одним из важных предметов исследования =>развивается оптика;

2) Созерцательность – задача научного исследования не практическое, не техническое исследовательское знание. Задача науки – движение к вечному и бессмертному, достижение благодати и спасения, а не тщетное любопытство.

3) Абстрактная спекуляция, т.е. абстрактное теоретизирование – умозрительная процедура, оторванная от опыта, больше интерес к анализу понятий, нежели к анализу вещей. Образцом знания выступала схоластика – особый тип получения знания, который развился в средневековой фил-фии. Любые эксперименты были не самоцелью, а исключительно применялись для демонстрации уже известных знаний.

4) Вера в авторитеты (Аристотель главный авторитет).

5) Теологическая нагруженность знания: даже самые небольшие исслед-я осуществлялись исключительно в религиозных целях, при этом наука используется для подтверждения или иллюстрации религиозных положений. Поэтому все, что противоречит христианскому верованию, то устраняется. При этом знание окутано множеством религиозных дополнений, убеждений, которые противоречат друг другу.

6) Полумистический характер знания: в нем объединяются и естественнонаучные, и мистические утверждения, особым феноменом средневековой науки является астрология, алхимия, ятрохимия (яды), натуральная магия. Это виды знания, в которых осуществлялись эмпирические исследования, которые носили мистический характер.

Первовещество (первооснова всего) можно найти и овладеть им, это и есть философский камень, который и поможет человеку превратить неблагородный металл в благородный, найти эликсир молодости. Истина дарована Богом, задача человека – овладеть этой истиной.

С одной стороны осуществлялись реальные практические эксперименты, а с др. эта деятельность предполагала колоссальный пласт тайного действия. Алхимики свои действия обозначали символически с помощью знания.

Наука Византии Константинополь был наследником античности. Он стал хранителем античного наследия, при этом считал себя вершиной достижений человечества. Они хранили свою культуру от влияния других цивилизаций, хранили труды Гомера, Аристотеля и др. рукописные тексты. В некоторых вопросах математических и естественных наук комментировали античных классиков: Архимеда, Эвклида, Птолемея.Иоанн Филопон пришел к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести. В математике Епископ Лев, прозванный математик, открыл высшую школу, в трудах о механике и математике впервые использовал буквы как математические символы, подойдя вплотную к основанию алгебры. Монах Фотий утверждал идею о шарообразности земли и доказывал, что она не противоречит Библии. Он же составил сборник с пересказами и комментариями 280-ти античных рукописей.Косма Индикоплов написал труд «Христианская топография», где дал космологические представления о мире, добавил этнографические сведения о странах и народах Аравии, Африки и т.д. Только в 11 веке византийцы начали привлекать опыт арабской медицины, арабской и персидской математики, восточной литературы, латинской схоластики. Наука в странах Арабского востока. Арабский халифат – это арабо-мусульманское гос-во, которое формируется на территории бывшей Римской империи и в 9 веке достигает расцвета. В этом гос-ве формируется очень высокий уровень интеллектуальной культуры. В 9-10 вв. арабская наука достигает своего расцвета. Особенности: она стремится к энциклопедизму, активно усваивают достижения других культур. Арабы активно переводят сочинения греческих мыслителей Птолемея, Аристотеля, Архимеда. Они их систематизировали и упорядочили, особенно знания в математике и астрономии. Также они активно переводили персидские и индийские книги. Астрономия. За систему взята система Птолемея, который упорядочил систему Аристотеля. Астроном и математик аль-Батани в 10 в. в «Книге по астрономии» произвел астрономические вычисления с тригонометрическими функциями.

Улугбек в 15 в. построил астрономическую обсерваторию, создал основы теоретической астрономии, привел таблицы движения планет.!!! Проводили непрерывно наблюдения в течение 900 лет и этим способствовали развитию наук в эпоху Возрождения. Математика. Создали арабскую цифровую систему, используя десятеричную систему исчисления, дали обозначение нуля. Аль-Харезми и Омар-Хайям создали алгебру. Аль-Каши ввел десятичные дроби и проводил операции с ними. Химия. Изобрели и описали приборы для проведения реакций: мензурки, колбы, горелки.Научились производить спирт и использовать его как антисептик. Ученый энциклопедист аль-Баруми призывал к опытным исследованиям и сам написал более 150 работ по истории, геодезии, лингвистике, математике. Медицина. Появились серьезные исследования по хирургии, обезболиванию, особенно изучали глазные болезни. Ибн-Сина написал «Канон врачебной науки», по которой все учились. Оптика. Аль-Хайтан пишет 7 т. труд «Оптика», в котором с одной стороны рассматривалось преломление света, а с др. стороны изучалось восприятие человеком света и свойства зрения. Западноевропейская наука. Ученость и знание было сосредоточено в монастырях, чтение и переписывание книг – обязательное занятие монахов. В 1119 г. был образован первый университет в г. Балонь. Начиная с 13 в. появились переводы трудов арабских ученых и античных мыслителей в арабском переводе. Оптика. Вителлий в 13 в. пишет произведение «Перспектива», систематизировал достижения в области оптики, дал объяснение возникновения радуги. Роберт Гроссетест (13 в.) развил идею применения математики в физике. Роджер Бекон совершил ряд открытий в оптике, изобрел очки, разработал чертежи аэропланов и высказал идею, что свет – это не поток частиц, а распространение движения (волна), отстаивает необходимость эмпирического метода в науке. Математика. 13 в. Леонардо Пизанский (Фибаначчи) написал математический трактат, использовал арабскую алгебру и индийское исчисление, дал решение неопределенных квадратных уравнений, в практической геометрии использовал планиметрию и стереометрию. В парижском университете в 14 в. активно изучаются проблемы движения. Наиболее яркие успехи достигнуты Жан Буридан, Альберт Саксонский, Никола Орем. География. В 13 в. Марко Поло совершил в теч. 4 лет путешествие на Дальний Восток и описал увиденные страны «Книга о разнообразии мира». С 13 в. начались попытки достичь Индии через Атлантический океан. Активно развивались гуманитарные науки, поднимались проблемы экономики, права и т.д. Фома Аквинский (13 в.) – у каждого свой уровень богатства и каждый должен стремиться к своему уровню, выше – жадность. Это вытекает из иерархичности мира. Используются ветряной и водяной двигатели, механические часы, компас, порох, бумага, очки и т.д. Очень многие достижения пришли с Востока.

9. Становление классической европейской науки в 15-17-ом веках. Возрожденческий гуманизм и критика схоластики. Роль Николая Кузанского, Галилея, Региомонтана. В 15-17вв. в Европе происходит науч. революция. Длится она примерно 140 лет. Начинается в 1543г., когда Николай Коперник пишет работу «Об обращении небесных сфер», завершается в 1687г, когда выходит работа Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии». В этот период происходит радикальная смена науч. мышления (1543-1687), формируется новая механистическая картина мира, экспериментально-математическое естествознание, которое сделает Европу науч. столицей мира. Предпосылкой рев-ции в науке была перестройка Европейской культуры, которая произошла в эпоху Возрождения (14-15вв). Эпоха Возрождения мыслит себя наследницей античной культуры и выступает с проектом возрождения античности. Эта культура отрицает средневековье как варварскую культуру. В духовной сфере идет процесс освобождения культуры от религиозных идеологии и церковных институтов. Человек стал представлять самого себя, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха - это возрождение античной культуры: образа жизни и стиля мышления. Черты этой эпохи: 1) секуляризация (обмирщение) всех сторон жизни. Все большую самостоятельность по отношению к церкви и религии приобретает не только социально-политическая и экономическая, но и духовная жизнь, а именно философия, наука, искусство. Их идеалом выступает античность (где культ - плотское, телесное), происходит смена мировоззрения, а именно, если средневековый человек воспринимает земную жизнь как приготовление к жизни небесной (подлинное – в небесном), то человек эпохи Возрождения устремлен к мирскому существованию. Николай Кузанский развивает 2) пантеизм (идея – природа есть Бог в вещах). Он объединяет божественное и мирское, позволяет делать акцент на изучении природы. Появляется новый тип человека: Человек как творец. Здесь возникает целое направление – гуманизм (вера в безграничные возможности человека, который способен к творческому титанизму). Леонардо да Винчи – выдающийся художник, архитектор, изобретатель. Воспевал культ великого человека, человека-Творца. При этом очень развито было критичное (рефлексивное) сознание. 3) антропоцентрична – сконцентрирована на человеке. Гуманизм - понимается ценность человека как личности. Его права на свободу, самовыражение, счастье и развитие. Гуманизм имел место в античности, средних веках, но как широкое общественное явление складывается в эпоху возрождения. Проявилось это прежде всего в критике схоластики, появлении нового нравственного идеала. Схоластика вершину нравственного совершенства видела в его сопричастности богу (для чего осуществлялся аскетический подвиг). Человеку, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа ч-ка, его самостоятельность и творч-во. Ч-к трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творч-е ф-ции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем. В этот период зарождается капитализм (Флоренция Италия), который требует нового ч-ка, требует развития науки. Капитализм формирует особое мироотношение – рациональную экономику (т. е. все можно просчитать). Все просчитывается через один эквивалент – деньги – количественное отношение к миру. В 16в возникает Реформация, которая изменяет духовную атмосферу. Протестантизм (Мартин Лютер написал протест против католической церкви) говорит, что человек непосредственно общается с Богом, и здесь труд - мирская аскеза человека, а не духовная деятельность, не монашество. Протестантизм служит капитализму, т. к. он делает труд ценным. В протестантизме существует четкое противопоставление веры и разума: вера должна заниматься делом спасения души, разум – мирской практической деятельностью (ремесло, хозяйство, познание). Возникают предпосылки техники, она входит в плоть науки (развивается эксперимент), наука усовершенствует технику, дает возможность для неограниченного развития (компас, барометр, телескоп). Гуманитарная сфера (ориентируется на человека) – развивается теория живописи, музыки, архитектуры, филология, интерес к древним языкам. Появляется литература на национальных языках. Происходит рождение гелиоцентрической картины мира. Региомонтан (1436-1476) (Иоганн Мюллер) – немецкий астроном, математик. Основал одну из 1-х астрономических обсерваторий, наблюдал за луной, солнцем, составил сводные таблицы движения планет, переводил Птолемея на лат. яз., построил в Нюрнберге типографию, здесь печатал и свои астрономические календари. Наиболее яркие открытия этого периода: Николай Коперник (1476-1543, сын купца, увлекался живописью, занимался правом). К созданию новой картины мира он пришел со стороны искусства; считал, что система Аристотеля- Птолемея является слишком громоздкой, негармоничной. Бог должен был создать все разумно и красиво. Т. е., у него была потребность в создании гармоничной теории. В первой части своей работы «О вращении небесных сфер» он говорит, что земля не статична, она вертится, дает описание движения солнца, выстраивает картину мира в целом (солнечную систему), где центр мира – солнце, и вокруг него вращаются Земля и другие планеты, т. е. Земля не находится в центре мира и движется тремя движениями: а) суточное вращение вокруг своей оси; б) годовое вокруг солнца; в) деклинационное (годовой цикл). Эту теорию проповедовал Джордано Бруно, но был сожжен на костре из-за религиозных «грехов» (воззрений) Галилео Галилей (1564-1642гг) в г. Пиза, был послушником пастыря, 6 лет изучал медицину в университете, затем работал профессором на кафедре метематики. Он предпринял науч. эксперимент, сбрасывая различные тела с башни, пытаясь опровергнуть Аристотеля, что скорость падения тел пропорциональна весу тела. Здесь зарождается экспериментальное естествознание. Галилео Галилей занимается астрономич-ми наблюдениями, смотрит в трубу, стоит телескоп и говорит, что на солнце есть пятна, луна покрыта горами, у Юпитера есть спутники, а Млечный путь состоит из огромного количества звезд. В 1632г написал «Диалог о 2-х главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой» в форме беседы 3-х патрициев в течение 4-х дней. Галилео противопоставляет Аристотелевской идее о неизменности небесного мира – возникновение новых звезд, солнечных пятен, отстаивает идею движения Земли; разрабатывает 2 основных принципа механики (почему нас не сносит ветром во время движения Земли) – принцип инерции и принцип относительности, доказывает возможность гелиоцентрического устройства мира. Церковь разрешила опубликовать этот «разговор», но через 6 мес. после опубликования - суд инквизиции в Риме, Галилео отказался, что согласен с Коперником, попал под арест, но затем вернулся к своей деят-ти. Он опроверг учение Аристотеля о скорости падения тел, что расшатывало авторитет Аристотеля. Галилео обосновал идею, что книга природы написана на математическом языке. (нужны универсальные закономерности, все количественно измеримо); нужно описывать мир количественно. Галилео сформулировал принципы нового мышления: 1. математизация науч.исследований должна быть выражена на абстрактно-математич-м языке (напр., движение); 2. введение эксперимента как метода исслед-я, эксперимент – не утверждение чего-л., а метод, с которого начинается исслед-е, который должен быть описан математически. 3. использование идеализированных объектов в проведении эмпирических исследований (материальная точка, прямолинейное равномерное движение); 4. метод мысленного эксперимента для осуществления реального технического эксперимента (давайте представим, что…)

Галилео изобрел и усовершенствовал много измерительных приборов: термоскоп, барометр, телескоп…, показав значимость технических средств для развития эксперимента и развития науки.

10. Формирование традиций эмпиризма и рационализма (пантеоретизма) в понимании источников научного знания. Роль Ф. Бэкона и Р.Декарта в формировании классической европейской науки. Центральной проблемой философии Нового времени яв-ась проблема науч. метода. Надо найти истинный метод науки, найти те первопринципы ума, с которых начинается построение истинной философии, а затем и всех других наук.При поисках нового «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма.Эмпирики считали, что единственный источник знания – это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека, в конечном счёте, сводится к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях. Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это – индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он и есть истинный метод философии и всех наук.В широком смысле рационалистическое воззрение – это убеждённость в том, что мир сам по себе разумен, а потому познаваем средства разума. Истинное знание, согласно установкам рационализма, открывается только разуму, тогда как чувственное познание всегда неполно, недостаточно. Идеал достоверности, строгости и точности знания философы-рационалисты видели в математике, в её аксиоматически-дедуктивном методе. Критикуя эмпиризм, Лейбниц справедливо указывал, что опыт, как опора нашего знания, всегда относителен, условен. Опыт не может дать знания всеобщего, так как он всегда неполон, не завершён. Бэкон (эмпиризм) Науч. мировоз-е и филос-е творч-во Бэкона отвечало потребностям растущей буржуазии, заинтересованной в росте производства, технич-х изобретениях и, следовательно, в развитии наук о природе. Наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь - вот основополагающая идея английского философа. Основой познания являются чувства, дающие эмпирич-й материал для работы рассудка. Союз опыта и рассудка, по Бэкону, - залог успеха познания и действия. Опыты Бэкон делил на "плодоносные", которые приносят непосредственную пользу человеку, и "светоносные", цель которых состоит в познании законов природы. Второй вид опытов, к которым Бэкон относил и философское познание, — более ценный, так как без их результатов невозможно осуществить "плодоносные" опыты. Свой логический метод "истинной индукции" Бэкон противопоставлял не только дедукции, которую считал сомнительной формой доказательства из случайно образованных общих понятий, обусловливающей недостоверность получаемого нами знания, но и примитивной индукции через простое перечисление случайных признаков, способной дать лишь шаткие выводы. Бэкон считал, что природа может быть сполна разложена на конечное число "форм" и видов движения, в результате комбинирования которых образуются все вещи. В отыскании таких "форм" и состоит конкретная задача истинной индукции. Этой цели должны служить таблицы учета изучаемых свойств (присутствия, отсутствия и степеней) у отдельных предметов изучаемого класса. В свете этого важнейшей задачей науки является собирание фактов для последующего их сравнительного анализа посредством указанных таблиц. Итак, метод истинной индукции должен лечь в основу реформы науки, но предварить эту реформу необходимо очищением разума от заблуждений, в основе которых лежат ложные идеи, "идолы" или "призраки". Бэкон насчитывал 4 вида "идолов". Идолы рода общие всем людям и являются искаженным отражением вещей в силу того, что человек примешивает к их природе свою собственную. Идолы пещеры — это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Идолы рынка или площади - это заблуждения, вытекающие из неверного использования слов. Идолы театра - ложные учения, завлекающие человека, подобно пышным театральным представлениям. Путь преодоления "идолов" - обращение к опыту и обработка его индукцией.

Социально-политические взгляды Бэкона на современном языке можно было бы назвать технократическими, так как он полагал, что все проблемы своего времени можно решить на пути науч-технич-го прогресса. Но при этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания хотя и губит суеверия, но укрепляет веру в Бога - всемогущую и непознаваемую причину сущего. Декарт (рационализм) Декарт был противником умозрительной (кабинетной) философии, считая её бесплодной и противопоставляя ей практич. философию, при помощи которой человек может точным способом познать природу и использовать её для различных целей. В основе практич-го метода лежат математика и дедукция (умозаключение от общего к частному). Декарт стремился привести в целостную и непротиворечивую систему весь комплекс науч-го и философ-го знания своего времени. Основу такой системы по возможности должны составлять очевидные всем и достоверные утверждения. В науке - это законы мышления, математические операции и научные понятия (точка, фигура, объем, величина, протяжение и т.д.). В философии таким утверждением Декарт считал суждение "Я мыслю, следовательно, существую" (cogito ergo sum), так как можно сомневаться в существовании чего угодно (Бога, мира, человека и т. д.), кроме самого акта мышления, данного нам непосредственно. Отсюда Декарт делает вывод, что именно мышление (а не свидетельства авторитетов или органов чувств), с присущими ему универсальными правилами и принципами, является наиболее достоверным источником познания. Такая позиция получила название "Рационализм" (от лат. rationalis - "разумный"). Из книги «Рассуждения о методе». Правила для руководства ума:

1. Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются;

2. Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания;

3. Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно и очевидно усмотреть или достоверным образом вывести, ибо знание не приобретается иначе;

4. Для разыскания истины вещей необходим метод;

5. Весь метод состоит в порядке и расположении тех вещей, на которые надо обратить взор ума, чтобы найти какую-либо истину. Мы будем строго придерживаться его, если шаг за шагом сведем запутанные и темные положения к более простым, а затем попытаемся, исходя из усмотрения самых простых, подняться по тем же ступеням к познанию всех прочих;

6. Для того чтобы отделять самые простые вещи от запутанных и исследовать их no-порядку, необходимо в каждом ряде вещей, в котором мы прямо вывели некоторые истины из других, усматривать, что в нём является наиболее простым и насколько удалено от этого все остальное — более, или менее, или одинаково;

7. Чтобы придать науке полноту, надлежит все, что служит нашей цели, вместе и по отдельности обозреть в последовательном и нигде не прерывающемся движении мысли и охватить достаточной и упорядоченной энумерацией;

8. Если в ряде вещей, подлежащих изучению, встретится какая-либо вещь, которую наш разум не в состоянии достаточно хорошо рассмотреть, тут необходимо остановиться и не изучать другие вещи, следующие за ней, а воздержаться от ненужного труда;

9. Следует целиком обратить взор ума на самые незначительные и наиболее легкие вещи и дольше задерживаться на них, пока мы не приучимся отчетливо и ясно усматривать истину;

10. Чтобы стать находчивым, ум должен упражняться в разыскании тех вещей, которые уже были открыты другими, и при помощи метода обозревать даже самые незамысловатые изобретения людей, но в особенности те, которые объясняют или предполагают порядок;

11. После того, как мы усмотрели несколько простых положений, полезно, если мы выводим из них нечто иное, обозреть их в последовательном и нигде не прерывающемся движении мысли, поразмышлять над их взаимными отношениями и отчетливо представить сразу столь многие из них, сколь это возможно: ведь таким образом и наше познание становится гораздо более достоверным, и чрезвычайно расширяются способности ума;

12. Наконец, следует воспользоваться всеми вспомогательными средствами разума, воображения, чувства и памяти как для отчетливого усмотрения простых положений и для надлежащего сравнения искомых вещей с известными с целью познания первых, так и для отыскания тех вещей, которые должны сравниваться между собой таким образом, чтобы не осталась без внимания никакая сторона человеческого усердия;

13. Если мы вполне понимаем вопрос, его надо освободить от любого излишнего представления, свести к простейшему вопросу и посредством энумерации разделить на возможно меньшие части;

14. То же самое следует отнести к реальному протяжению тел, и протяжение в целом должно предстать воображению через посредство простых фигур, ибо таким образом оно гораздо отчетливее представляется разумом;

15. В большинстве случаев полезно также чертить эти фигуры и представлять их внешним чувствам для того, чтобы таким способом легче удерживать нашу мысль сосредоточенной;

16. Что же касается вещей, которые не требуют наличного внимания ума, хотя и необходимы для заключения, то их лучше обозначать посредством наиболее сокращенных знаков, чем посредством полных фигур, ибо тогда память не сможет ошибаться, а вместе с тем и мысль не будет отвлекаться на то, чтобы удержать их, в то время как она занята выведением других.

Правила метода:

1. никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению;

2. делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления;

3. придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи;

4. составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

11. Основные черты классической европейской науки: физикализм, элементаризм, редукционизм, лапласовский детерминизм. Кумулятивистский взгляд на развитие науки. Представление о пространстве и времени, силе и материи в ньютоновской классической механике. Клас-я Европ-я н-ка – 18-19вв.сформир-сь в рез-те научн-й рев-ии 16-17 вв. заверш-т эту рев-ю и опред-т осн-е черты класс-й науки мех-ка Ньютона. Благодаря его успехам сформир-сь осн-е идеалы классич-й науки: 1. высшим видом науки призн-ся естеств-научн. знание. 2. авангардом этого знания выступ-т механика и математ-я физика. Классич наука утверждает механистич-ю модель мира. 3. суть мех-й модели: она предпол-т Редукционизм − методологич-я установка, согласно котор. сложное м. б. сведено к более простому, а закономерности более высоких уровней организ-и бытия объяснены на основе более фундамент-х зак-в низших уровней орг-ии. (напр зак-н Дарвина применить в социол-ии). Имеет огранич-е применение. Элементаризм – своеобр-е проявл-е редукц-ма – сначала явления объясн-ся ч/з их части (напр-р разложить сознание чел на отдельн. эл-ты) Физикализм − разнов-ть редукционистской методологии, рассматр-ей биологические, соц-е и психологич-е законы лишь как формы проявл-я фундамент-х физич-х зак-в. Холизм – противост-т элемент-му – целое всегда больше совок-ти частей. Лапласовский дет-м (детерминизм − фил-ое учение о закономерной упорядоченности мирового бытия) – уч-е о закон-й взаимосвязи и взаимообусл-ти явлений обект-ой действит-ти, при котор искл-ся случ-ть и утвержд-ся истинная прич-следств связь явлений. Лаплас (18-19вв) способств-л заверш-ю формир-я мех-ой модели мира. «физика д.б. сведена к механике, а в мех-ке достат-но проинтегрир-ть движение всех без искл-я тел и частиц сост-х вселенную, чтобы получить знание того, что есть, было, будет. Случ-ть – рез-т нашего незнания». 4. классич наука исходит из веры в сущ-е объект-х и неизмен-х пр-ов устр-ва мира. Утвержд-т, что истин-е знание возможно. Теория верно отраж-т реальность. 5. класс-я н. предлаг-т кумулятивный идеал развития научн знания, т.е. наука – это последовательное накопление истинных знаний и сама она есть рацион-я д-ть. Кумулят-ое развитие науки − взгляд на науку, абсолютизир-й непрер-ть и отсутствие скачков в ее развитии. В кач-ве онтологич-ой основы принимает позицию эволюц-ма. В 1687 г «Матем-е начала натур. Фил-ии» - завершил пер-д становл-я экспер-матем естествозн-я, закрепил нов научн парадигму сформулир-л осн з-ны мех-ки: з. инерции, измен-я кол-ва движения пропорц-го прилож-я сил, з-н рав-ва действия и противод-я издана теор всемирн гравитации выдвинул корпускулярно-волнов гипотезу света описал физич-е закон-ти на языке мат-ки разраб-л дифференц-е и интегр-е исчисл-е. мех-ка Н-на залож новую модель мира и научного исслед-я. Излаг-т осн-е правила фил-ия: 1. не должно принимать в природе иных причин сверх тех, котор истинны и достат-ны для объясн-я явл-й. (прав простоты природы). 2. припис-е одинак явл-м одинак-х св-в.(единообразия природы). 3. св-ва, присущ все телам, подверг-м исслед-ю приним-сь за общие св-ва мат-х тел 4.законы д. вывод-ся из опыта индуктивно, и счит-ся верными до тех пор, пока не обнаруж-ся противореч-е им.

Центр-ми для поним-я мира в мех-ке Ньют. явл-ся категории материи, силы, простр-ва, времени. Материя – инертная субст-я, котор имеет след-е св-ва, обнаруж-е при помощи чувств: протяженность, твердость, непрониц-ть, подвижность, сила (сила всемир тягот). Именно сила – открытие Ньют. (по ср-м силы материя привод-ся в движ-е. сила позвол-т объяснить все явл-я природы; сама она объяс-на быть не может (в рамках мех-ки)). Ввод-ся понятия «абс простр-ва» и «абс времени». до Ньют пр-во отожд-сь с материей. Он же раздел-т их «абс пр-во – это своего рода вместилище всего, что сущ-т в физич-м мире», «абс время – это чистая длительность. Движение – движ-е в абс пр-ве и времени». абс пр-во и время – это чувствилище Бога, который связ-т все существ-е тела в единое целое. Бог – часть природы, наход-ся внутри ее. Пр-во есть присутствие Бога в сотворенном мире. Противн-м этой точки зр был Лейбниц: Бог и мир противост-т др. др. Мир – это машина, котор д.б. объясн закми мех-ки, а все божественное, в т.ч душа – зак-ми метафизики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: